Молодежи – безопасные дороги

Публикация в 11 номере 2014 (часть 1, часть 2, часть 3

Приветствие Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева.

Участникам и гостям Пятого международного конгресса «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни»

Уважаемые друзья!

Приветствую вас на конгрессе, который уже в пятый раз проходит в Санкт-Петербурге. Этот авторитетный форум проводится в рамках провозглашенного Организацией Объединенных Наций «Десятилетия по обеспечению безопасности дорожного движения». В нем традиционно участвуют представители органов власти, международных транспортных и общественных организаций, а также врачи и педагоги, ученые, эксперты из разных стран, что свидетельствует о глубокой заинтересованности мирового сообщества в повышении безопасности на дорогах. Эта проблема актуальна и для нашей страны, где ДТП ежегодно уносят жизни тысяч людей. Поэтому правительство поддерживает инициативы организаторов конгресса, направленные на улучшение дорожной ситуации и снижение уровня травматизма. Сегодня важно объединить усилия государства, общества и самих участников дорожного движения, особенно молодых водителей и пешеходов, по укреплению транспортной безопасности. Необходимо уделять самое серьезное внимание профилактике дорожно-транспортных происшествий, внедрению интеллектуальных транспортных систем. Рассчитываю, что на конгрессе будут предметно обсуждены все эти вопросы и выработаны конкретные рекомендации, которые помогут в их решении. Желаю вам успешной работы, хороших начинаний, хороших впечатлений от пребывания в северной столице.

Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев.


Право открыть конгресс было предоставлено Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентине Ивановне Матвиенко.

Поприветствовав от имени оргкомитета участников и гостей конгресса, Валентина Ивановна отметила, что нынешний конгресс проходит несколько в ином формате, чем прежде. В его рамках на площадках «Ленэкспо» организована выставка технических средств обеспечения безопасности дорожного движения. Масштабная экспозиция дает возможность ее участникам обменяться передовым опытом, наладить деловые контакты. Впервые в рамках конгресса было проведено масштабное тактико-специальное учение МЧС и Минздрава России по спасению людей при ДТП. Изменился и порядок проведения конгресса. В отличие от практики прошлых лет, ему предшествовали круглые столы.

В.И. Матвиенко сообщила собравшимся, что рекомендации итоговых деклараций предыдущих конгрессов уже успешно реализуются как в России, так и в государствах Содружества. «Это является явным свидетельством того, - сказала она, - что форум приобретает все большее признание и авторитет, играет заметную роль в решении вопросов обеспечения безопасности на дорогах».

Озвучив основную тему нынешнего конгресса – безопасность молодежи на дороге, В.И. Матвиенко привела данные статистики, свидетельствующие о серьезности рассматриваемой проблемы. Травмы в результате дорожно-транспортных происшествий являются одной из основных причин гибели молодых людей. По данным ГИБДД, за 8 месяцев этого года в стране произошло около 54 тыс. ДТП с участием граждан в возрасте от 16 до 30 лет. В них погибли свыше 5,5 тыс. человек, получили ранения 64 тыс. Это 40% от всех пострадавших в ДТП на дорогах России. Также, по данным экспертов, с началом активного вело- и мотосезона число дорожных происшествий с участием молодежи возрастает в два раза. Поэтому решение этой проблемы безусловно, требует комплексного подхода, профессионализма, четкой координации действий.

«Считаю, что объем проводимой сегодня предупредительной работы недостаточен, - сказала В.И. Матвиенко. - Следует на постоянной основе привлекать молодых людей, подростков к проведению пропагандистских, информационных кампаний, различных уличных акций и других мероприятий. Мы должны более активно поддерживать массовые молодежные организации, помогающие обеспечить безопасность на дорогах. Необходимо также продолжить формирование единой системы обучения молодых людей до 18 лет безопасному участию в дорожном движении. Шире использовать возможности образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования. Большую помощь в этом могут оказать структуры ДОСААФ и другие общественные организации.

В России, как и во многих других странах, в связи с ростом уровня автомобилизации растет число молодых граждан, желающих получить водительские права. Однако качество подготовки будущих водителей сегодня оставляет желать лучшего. Однако благодаря принципиальной позиции членов Совета Федерации решение ряда правовых проблем в этой сфере ускорилось. Так, утверждены новые программы подготовки водителей. Впервые урегулированы вопросы обучения водителей мопедов и скутеров.

Мы должны дать решительный отпор лихачеству и безответственности на дорогах, к сожалению присущим пока молодежи, - продолжила Валентина Ивановна. - Задача ближайшего времени – добиться коренного перелома в их поведении, чтобы каждый молодой человек не только знал и соблюдал Правила дорожного движения, но и был примером для других.

Сегодня к решению задач обеспечения безопасности дорожного движения следует активнее привлекать институты гражданского общества. Отмечу, что члены Совета Федерации выступили инициаторами законопроекта о волонтерстве. Он должен создать правовую основу для функционирования этого общественного института в России.

Все перечисленные направления требуют более эффективного законодательного закрепления не только на уровне отдельных государств, но и на межнациональном уровне. Поэтому нам жизненно необходим модельный закон государств – участников СНГ о безопасности дорожного движения. Совместная работа над его проектом уже началась, а рекомендации нашего форума, безусловно, придадут ей новый импульс».


Министр внутренних дел Российской Федерации, сопредседатель организационного комитета Владимир Александрович Колокольцев в своем выступлении заметил, что ежедневно на российские дороги выезжают миллионы водителей: строители, врачи, полицейские, учителя, ученые, домохозяйки, байкеры. Каждый за рулем – со своими переживаниями, настроениями и личным темпераментом. У кого-то в машине дети, кто-то опаздывает на самолет...

«Всех нас, безусловно, объединяет необходимость в защите и безопасности, - сказал он. - Всем нужна уверенность, что он вечером без происшествий доберется до своего дома. Поэтому, садясь за руль, каждый обязан быть ответственным за свою культуру вождения, соблюдать Правила дорожного движения и, встречаясь с непрофессионализмом и чрезмерными амбициями отдельных водителей, стараться избегать негативных последствий. Именно совместными усилиями мы можем сделать дороги безопасными. Без желания всех участников дорожного движения это, к сожалению, невозможно.

Категория, которая требует особого внимания, - молодые люди. Когда они садятся за руль и начинают чувствовать себя полноправными участниками дорожного движения, то далеко не всегда понимают всю полноту и масштаб обязательств, которые должен взять на себя водитель. Мы обязаны дать им качественную первоначальную подготовку и вести активную разъяснительную работу. Ощущение полета, с которым многие юные автолюбители начинают свой опыт вождения, необходимо как можно быстрее трансформироваться в профессионализм и зрелую ответственность за жизнь и здоровье людей.

Уважаемые коллеги, сегодня у нас есть все возможности для того, чтобы совместными усилиями сделать наши дороги безопасными. Международный конгресс в Санкт-Петербурге является признанной площадкой для выработки совместных решений и обмена успешным опытом. Убежден, что в ходе него будут подготовлены конкретные, востребованные на практике предложения».


Далее выступил губернатор Санкт-Петербурга Георгий Сергеевич Полтавченко. Он отметил, что снижение уровня дорожно-транспортных происшествий, тяжести их последствий должно быть приоритетной задачей органов власти любого уровня. Решение этой задачи в крупных городах и мегаполисах имеет свою специфику - в первую очередь из-за уровня автомобилизации. Сегодня в пятимиллионном Петербурге зарегистрировано более 2,5 млн автомобилей, и их количество ежегодно увеличивается. В рамках городской программы обеспечения законности, правопорядка и безопасности на 2015-2020 годы в городе действует подпрограмма по безопасности на дорогах. В ее рамках идет установка дорожных знаков с отражателями и светодиодной подсветкой, устройство шумовых полос перед нерегулируемыми пешеходными переходами, подсветка таких переходов. Так, в 2012 г. была установлена подсветка на 116 пешеходных переходах. В результате количество ДТП с участием пешеходов на них снизилось более чем на 10%. Хороший эффект дало и устройство шумовых полос. Появляются системы фотовидеофиксации второго поколения, которые замеряют среднюю скорость на протяжении участка дороги.

«Работу по внедрению новшеств мы намерены продолжать и дальше, - сказал Г.С. Полтавченко. – Но вместе с тем одними техническими средствами повысить безопасность на дорогах невозможно. На высочайшем уровне должна быть подготовка водителей. Необходимо также добиваться повышения культуры вождения и более дисциплинированного поведения пешеходов. И здесь необходима более эффективная совместная работа Госавтоинспекции и городских органов власти, ведь в безопасном движении на наших дорогах заинтересованы все».


Приветствие Председателя Государственной Думы Сергея Евгеньевича Нарышкина.

Организаторам и участникам Пятого международного конгресса «Безопасность на дорогах – ради безопасности жизни».

Приветствую организаторов и участников Пятого международного конгресса «Безопасность на дорогах – ради безопасности жизни». Ваш конгресс ежегодно собирает представителей российских и зарубежных компаний, органов власти и экспертного сообщества, чтобы обсудить один из важнейших вопросов – безопасность на дорогах. Сегодня в нашей стране делаются серьезные шаги в этой сфере. Совершенствуется законодательство, уже реализован комплекс мер, цель которых состоит в том, чтобы сделать дорожное движение безопасным и удобным как для водителей, так и для пешеходов. Желаю участникам конгресса интересной и плодотворной работы и всего самого доброго.

Председатель Государственной Думы Сергей Евгеньевич Нарышкин.




Далее слово было предоставлено заместителю министра внутренних дел Российской Федерации В.Н. Кирьянову.

Он отметил, что молодежь, которой посвящен сегодняшний конгресс, с точки зрения обеспечения безопасности движения входит в «группу риска». Согласно данным Всемирной организации здравоохранения дорожно-транспортный травматизм в возрасте от 15 до 29 лет занимает одно из ведущих мест среди двадцати основных причин смертности.

В России молодежь этого возраста в общем балансе населения, составляет порядка 21%, однако число погибших молодых людей от общего числа погибших в ДТП превышает 30%, а погибшие молодые водители от общего числа погибших водителей составляют уже почти 35%.

Если же рассматривать и детей, и молодежь, то проблема еще более тревожна. А ведь это – самая перспективная часть населения страны, которая выбывает из жизни фактически от неестественной причины.

Это обстоятельство оказывает негативное влияние как на социально-экономическую и демографическую ситуацию, так и в целом на морально-психологическое состояние общества.

Мировое сообщество в лице Организации Объединенных Наций, ее региональных комиссий и институтов, Всемирная организация здравоохранения сегодня задают вектор скоординированной работы в мире в деле предупреждения ДТП и ликвидации их последствий.

Первая Всемирная Министерская конференция по безопасности движения в 2009 году в Москве, принятие решения Организацией Объединенных Наций на основе Московской Декларации о проведении в 2011–2020 гг. «Десятилетия действий по обеспечению безопасности движения», Глобальный план осуществления «Десятилетия действий», решение о проведении Второй Всемирной конференции в 2015 г. – вот далеко не полный перечень инициатив мировой стратегии преодоления глобального кризиса в области безопасности движения.

Россия, переживающая резкий рост автомобилизации (за последние 10 лет автопарк вырос с 34,7 до 50,7 млн ед.) и значительно возросшую мобильность населения, в полной мере осознала необходимость принятия активных действий по повышению защищенности участников движения от ДТП и их последствий.

Ведь главная задача государства – это сохранение жизни и здоровья своих граждан.

В нашей стране целенаправленно ведется работа по повышению безопасности движения. Имеется политическая поддержка на государственном уровне. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин отнес эту проблему к числу приоритетных направлений государственной политики.

Неотложные задачи были определены (в 2005 г.) Государственным Советом. С 2006 по 2012 г. реализована Федеральная целевая программа, в рамках которой проведен целый комплекс мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести последствий. Основными исполнителями стали МВД, МЧС, Минздрав, Минобрнауки, Росавтодор. Активное участие принимали и целый ряд других органов исполнительной власти на федеральном, региональном и местном уровнях.

На основе федеральной были разработаны региональные и муниципальные программы, что позволило создать основу для целенаправленного воздействия на основные причины и факторы возникновения ДТП и снижение тяжести последствий.

В октябре прошлого года правительством принята новая целевая программа на 2013–2020 гг. с целью снижения смертности почти на 30%. Эта цель реализуется путем развития системы предупреждения опасного поведения, повышения безопасности детей, уровня технического состояния транспорта, совершенствования организации движения, улучшения качества оказания помощи пострадавшим, а также развития системы подготовки водителей.

В развитие федеральной программы в субъектах Российской Федерации принимаются соответствующие региональные программы, привлекаются не только бюджетные средства, но и частные инвестиции. Широкое представительство на нашем конгрессе руководителей и представителей органов власти субъектов Российской Федерации (и муниципальных образований) свидетельствует о том, что на всех уровнях управления растет понимание масштаба проблемы и необходимости ее решения.

С опытом решения конкретных задач по снижению аварийности можно ознакомиться на выставке.

Далее В.Н. Кирьянов сообщил, что при разработке и реализации национальной стратегии основные усилия направлены на обеспечение защиты наиболее уязвимых участников движения: детей и пешеходов.

В комплекс первоочередных мероприятий входят: устройство детских автогородков (их 550) и целых детских автогородов (во Владивостоке, Туапсе и Ульяновске), укомплектование каждой школы специальным автобусом для перевозки школьников (1500 ед.), издание учебно-методической, рекламной, обучающей, информационной литературы, развитие отрядов юных инспекторов движения, создание безопасных условий движения детей от дома до школы и рядом со школой и т.д. Результатом проводимой работы стало сокращение числа погибших детей за 10 лет на 44% (с 1561 в 2003 г. до 871 в 2013 г.).

Не менее масштабная работа проводится по повышению безопасности пешеходов. Число погибших пешеходов за это время сократилось почти в 2 раза (с 15 тыс. до 7,8 тыс.).

Акцент на наиболее незащищенных участников позволил добиться общего снижения гибели в ДТП на 26% (с 35,6 тыс. в 2003 г. до 27 тыс. в 2013 г.).

Тем самым подтверждается вывод, что при активной работе всех заинтересованных сторон даже в условиях высоких темпов автомобилизации можно предотвращать гибель участников дорожного движения.

Заместитель министра внутренних дел поблагодарил представителей федеральных, региональных, муниципальных ведомств и организаций, а в их лице всех сотрудников, внесших свой вклад в дело повышения безопасности движения, а также представителей науки, общественных организаций, гражданского общества, средств массовой информации.

Далее В.Н. Кирьянов остановился на роли законодательства в области обеспечения безопасности движения. Он отметил, что работа по его совершенствованию ведется на постоянной основе, в том числе в отношении основных факторов риска, прежде всего по детализации прав и обязанностей участников дорожного движения, установления системного адекватного наказания за нарушения правил, совершенствования механизма правоприменения.

Например, повышена ответственность за нарушения ряда положений ПДД, в том числе за управление в состоянии опьянения. Ужесточены требования к перевозке детей.

Модернизирована система допуска водителей к участию в дорожном движении, в том числе путем расширения перечня категорий и подкатегорий транспортных средств. Дан импульс развитию и повышению безопасности велосипедного движения. Стали строже условия допуска к движению мопедов.

Также разрабатываются предложения по дальнейшему повышению безопасности пешеходов. Одновременно принимаются меры по совершенствованию пешеходной инфраструктуры, в том числе вблизи школ и детских дошкольных учреждений.

Виктор Николаевич подчеркнул, что к работе по обеспечению безопасности движения все шире привлекаются негосударственные структуры.

Гражданское общество, бизнес, средства массовой информации активно участвуют в проведении различных социальных кампаний. Например, «Шлем – всему голова», «Автокресло – детям», «Пристегнись!», «Право пассажира», «Засветись!».

Понимая, что модель поведения на дороге закладывается в первые годы жизни, постоянно расширяется и совершенствуется работа в школах и дошкольных учреждениях по обучению детей необходимым знаниям и навыкам. Много внимания уделяется работе по безопасной перевозке детей.

В правоприменительной практике основной акцент делается на расширение применения систем автоматической фиксации правонарушений на основе фото- и видеотехнологий, позволяющих минимизировать контакты водителей с дорожной полицией, обеспечив тем самым объективность рассмотрения нарушений и неотвратимость наказания. В настоящее время на дорогах России функционирует почти 7,5 тыс. таких систем. Проводятся целевые мероприятия по выявлению водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения, не использующих детские удерживающие устройства, ремни безопасности. Для достижения максимального эффекта о таких акциях широко информируется общественность, привлекаются средства массовой информации, общественные организации, правозащитники.

В общей системе мер большой объем работы ложится на специально созданный Аналитический центр Госавтоинспекции. Он представляет собой комплекс интегрированных аппаратных и программных средств, позволяющих осуществлять оперативный сбор информации о происшествиях и дорожно-транспортной ситуации, а также проводить комплексный анализ причин и условий, способствующих совершению ДТП, с целью разработки и реализации мер по профилактике аварийности.

В целом в организации работы по повышению безопасности дорожного движения в Российской Федерации мы руководствуемся принципом системного подхода, доказавшим свою эффективность и в других странах, раньше ставших на путь массовой автомобилизации.

Говоря о задачах в работе с молодежью, Виктор Николаевич Кирьянов подчеркнул, что молодежь – это особая социальная группа, она является наиболее динамичной частью общества. Она эмоциональна, интеллектуально восприимчива, испытывает потребность к самореализации, но одновременно сознание молодежи является в значительной степени не защищенным, подверженным различным влияниям. Молодежь неоднородна, можно как минимум выделить три характерные возрастные группы: 15–17 лет, 18–23 и 24–29 лет. В то же время наиболее общим является то, что основной объем информации молодежь получает по Интернету и телевидению. Следовательно, используя эти источники информации, можно целенаправленно формировать установки на безопасное поведение в дорожном движении.

Молодежь в значительной степени склонна к копированию и подражанию. В связи с этим идея ответственного и безопасного поведения на дороге может быть воспринята, если ее передают лидеры общественного мнения, например такие авторитеты, как знаменитые автогонщики, деятели театра и кино, лидеры неформальных объединений, знаменитые спортсмены и т.д.

Таким образом, только использование этих наиболее востребованных средств массовой коммуникации может существенно повлиять на формирование стереотипа безопасного участия молодых людей в дорожном движении.

В заключение В.Н. Кирьянов обратил внимание участников конгресса на опыт международного сотрудничества, заметив, что у России сложились устойчивые плодотворные связи со многими международными организациями, участвующими в деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения: Европейской и Азиатско-тихоокеанской региональными комиссиями ООН, ВОЗ, Всемирным банком, Федерацией автомобильного спорта и т.д. Он сообщил, что в Липецкой и Ивановской областях под эгидой ВОЗ реализуется международный проект по предупреждению дорожно-транспортного травматизма – «Дорожная безопасность в 10 странах». Осуществляется обмен опытом и информацией и по другим направлениям обеспечения безопасности дорожного движения (в Марийской Республике – по дорогам со Всемирным банком, в Архангельской области - по аудиту в области обеспечения безопасности дорожного движения, с институтом БАСт по обеспечению безопасности дорожного движения с МАДИ, СибАДИ и т.д.). Значительный потенциал взаимодействия по вопросам повышения безопасности на дорогах имеется у стран – членов Содружества Независимых Государств. Первые шаги уже сделаны в рамках Таможенного союза. Так, введен единый образец паспорта транспортного средства. Унификации технических предписаний к транспортным средствам будет способствовать вступающий в силу с 1 января 2015 г. Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств.


В своем выступлении министр внутренних дел Азербайджанской Республики Рамиль Идрис оглы Усубов отметил важность обсуждаемой проблемы. Ее решение требует глубоких, всесторонних мер, а также адаптации общества к новым условиям, перманентно меняющейся транспортной ситуации и ее заметному влиянию на все компоненты и уклады современной жизни. В Азербайджанской Республике общий комплекс мероприятий по повышению безопасности дорожного движения является неотъемлемой, составной частью социально-экономического развития.

При Кабинете министров страны создана специальная комиссия, направляющая и координирующая усилия заинтересованных сторон. Ее вертикальные структуры активно функционируют в городах и районах. В их работу вовлечены специалисты из министерств транспорта, внутренних дел, образования, здравоохранения, чрезвычайных ситуаций и т.д. На протяжении лет, в соответствии с мировыми стандартами, совершенствуется законодательная база, правоприменение, капитально реконструируются дороги всех категорий, трансформируется дорожная инфраструктура. Для достижения конкретных целей в стране внедряются инновационные подходы. В крупных городах страны положительно зарекомендовала себя автоматизированная форма управления. Достаточно сказать, что только в Баку установлено свыше 50 тыс. камер видеонаблюдения. Благодаря чему по выявленным нарушениям правил и дорожно-транспортным происшествиям за восемь месяцев текущего года составлено до 500 тысяч электронных административных протоколов. В зоне пристального внимания - профилактическая деятельность, связанная с молодежью и подростками.

В Министерстве внутренних дел на системной целевой основе анализируется состояние аварийности, размер ущерба от нее, выявляются и устраняются причины и условия, способствующие происшествиям. Конкретные предложения направляются заинтересованным министерствам и ведомствам, отслеживается порядок реагирования на них. Все ДТП, в которых пострадали дети или подростки, берутся на контроль, обобщаются, тщательно исследуются и делаются должные выводы.

Головным подразделением предупреждения аварийности является дорожная полиция с ее разносторонними функциями. Но огромную помощь ей в профилактике и работе оказывает инспекция по делам несовершеннолетних, участковая полиция, сотрудники патрульно-постовой службы. Разноплановые общие и индивидуальные мероприятия воспитательного, просветительного, пропагандистского, информационного характера способствуют снижению травматизма, гибели детей и подростков. Рассматривается возможность включения в образовательные программы школ факультатива по Правилам дорожного движения. В планах министерства - расширение сети автогородков и площадок, комплексные научные исследования, направленные на снижение травматизма детей при дорожно-транспортном происшествии.


Министр транспорта Российской Федерации Максим Юрьевич Соколов в своем выступлении подчеркнул, что транспортная система Российской Федерации является одной из базовых отраслей экономики, материальной основой территориального и социального единства страны. Однако автотранспортный комплекс, к сожалению, является источником повышенной опасности и зачастую гибели и травматизма людей. И задача министерства - снизить аварийность и травматизм на автомобильном транспорте и сделать перевозочный процесс на дорогах безопасным и удобным как для водителей, так и для пассажиров.

За последнее время выстроена планомерная система обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов. Так, с 15 января 2014 г. начали действовать правила обеспечения безопасности перевозок и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, которые обязывают субъекты транспортной деятельности проводить профессиональный отбор и профессиональную подготовку водителей, контролировать состояние здоровья водителей, соблюдение их режима труда и отдыха, эксплуатационную безопасность транспортных средств и безопасные условия для перевозок пассажиров и грузов. Также разработаны и утверждены постановлением правительства правила организованной перевозки групп детей автобусами. Создана единая система тахографического контроля режимов труда и отдыха водителей и скоростных режимов движения при осуществлении национальных и международных перевозок. В этом году начала работать система «Эра-ГЛОНАСС» – система экстренного реагирования при чрезвычайных ситуациях на автотранспорте. Именно в ней реализован фактор «золотого часа». В случае серьезного ДТП сигнал с автомобиля автоматически поступает в систему экстренного вызова, на пульт диспетчера, включается автоматически голосовая связь с водителем, который попал в ДТП. И если он не выходит на контакт с диспетчером, к месту происшествия направляется автомобиль ГИБДД и «скорая помощь». По расчетам экспертов, использование этой системы позволит сохранить порядка четырех тысяч жизней на наших дорогах.

Далее министр остановился на мерах по повышению безопасности дорожного движения на дорогах федерального значения. В прошлом году построено и реконструировано почти 500 километров автомобильных дорог, отремонтировано порядка девяти тысяч километров и более 31 тыс. погонных метров искусственных сооружений. Установлено 55 километров дорожного ограждения, 13 тыс. дорожных знаков, более 45 тыс. направляющих устройств и светофорных объектов, а также 123 единицы автономного осветительного оборудования на автобусных остановках и пешеходных переходах.

Минтранс уделяет особое внимание внедрению инновационных разработок и технических средств организации дорожного движения. Так, пешеходные переходы, автобусные остановки освещаются автономными осветительными системами, которые работают на солнечной и ветровой энергии. С этого года начали вводить разделительные тросовые ограждения на тех участках, где невозможно выделить отдельную разделительную полосу между потоками. Для предотвращения несанкционированного выезда на полосу встречного движения по оси проезжей части с числом полос движения более четырех устанавливаются сигнальные столбики с делиниаторами. Только применение подобных средств на аварийно опасных участках федеральных дорог позволило за последнее время добиться на этих участках значительного, более чем на 60%, снижения аварийности.

В заключение М.Ю. Соколов остановился на мероприятиях, связанных с формированием нормативно-правовых основ по организации дорожного движения. Одной из существенных инициатив в организации дорожного движения он назвал подготовленный Минтрансом России проект федерального закона об организации дорожного движения, который сегодня уже проходит процедуру публичных обсуждений. Принятие этого закона позволит устранить имеющиеся правовые пробелы и одновременно стать фундаментом, увязывающим действие других федеральных законов, актов Правительства Российской Федерации и ведомственных нормативно-правовых актов.


В своем выступлении Председатель Постоянной комиссии Национального Собрания Республики Армения по обороне, национальной безопасности и внутренним делам Корюн Гарникович Нагапетян назвал безопасность дорожного движения одной из главных составляющих системы национальной безопасности любого государства, что предполагает создание современной системы безопасности дорожного движения.

В Республике Армения проводились и проводятся крупномасштабные реформы, которые можно разделить на две группы: правовые и институционально-организационные. Армения ратифицировала Конвенцию ООН о дорожном движении и Конвенцию о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях Правил дорожного движения, принятую государствами – участниками СНГ. Республика является также членом ряда международных организаций в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе она – участник Европейской конференции министров транспорта.

Национальным Собранием Республики Армения были приняты 16 законов, среди которых следует выделить Закон об обеспечении безопасности дорожного движения, который устанавливает принципы и направления государственной политики, правовые основы в области обеспечения безопасности дорожного движения, полномочия органов государственного управления и местного самоуправления, а также права и обязанности участников дорожного движения.

Недавно принят Закон о внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Армения об административных правонарушениях, устанавливающий более эффективные меры административной ответственности для отдельных правонарушений.

Согласно Кодексу, административное производство по таким правонарушениям имеет некоторые особенности. В частности, предусмотрены три отдельных производства: по обнаружению правонарушений сотрудником дорожной полиции, по правонарушениям, обнаруженным видеоустройствами и радарами, по дорожно-транспортным происшествиям. Производства по правонарушениям, обнаруженным сотрудником дорожной полиции, осуществляются в упрощенном и ускоренном порядке: на месте составляется протокол, выносится постановление, подписывается и передается лицу, совершившему это правонарушение. И хотя в законе не закреплено, что нарушение доказывается видеозаписью, на всех патрульных автомобилях дорожной полиции установлены видеозаписывающие устройства.

Особенности административного производства по делам о нарушениях Правил дорожного движения, обнаруженных видеоустройствами и радарами, установлены отдельным законом. В этом случае процесс принятия решения довольно простой, по этим делам имеется высокий уровень доказанности, поскольку всегда есть видео- или фотоматериал. Но здесь по объективным и субъективным причинам возникают вопросы, связанные с должным уведомлением. На практике очень часто, не будучи уведомленным о вынесенных постановлениях, гражданин не только утрачивает возможность обжаловать постановление, но и заплатит большой штраф. На решение этой проблемы направлен принятый в первом чтении проект закона о внесении изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях, которыми предусмотрены несколько вариантов уведомлений. Так, если лицо во время составления протокола об административном правонарушении неправильно указало адрес или отправленное на его адрес постановление было возвращено, или адресат отказался принять постановление и подписал отказ в получении, то постановление направляется по адресу регистрационного учета данного лица и размещается на официальной интернет-странице публичных уведомлений Республики Армения.

В административных производствах по дорожно-транспортным происшествиям также имеются некоторые проблемы, касающиеся сроков рассмотрения дел, пробок на месте происшествия и деятельности страховых компаний. Но вместе с тем есть немало проблем, связанных с предотвращением дорожно-транспортных происшествий, защитой прав граждан по административным производствам, обоснованностью размера штрафов и механизмов их взыскания. Также важно расширение программ повышения образовательного уровня населения в области безопасности дорожного движения.

По мнению Г.К. Нагапетяна, снижение тяжести и последствий ДТП требует от государственных органов, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества скоординированных усилий для реализации целевых программ в области безопасности дорожного движения.


Председатель Комитета Сената парламента Республики Казахстан по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам Серик Байсиитович Акылбай сообщил, что в Казахстане уделяется большое внимание обеспечению безопасности дорожного движения. И не так давно Парламент Республики принял закон, направленный на повышение эффективности организации и совершенствование государственной системы дорожного движения, четкое разграничение компетенций ее органов, расширение внедрения интеллектуальных и транспортных систем, усиление ответственности при строительстве и реконструкции дорог. Закон установил также основные требования к обеспечению безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте, содержании дорог и их управлении. В соответствии с требованиями Конвенции ООН о дорожном движении предусмотрено введение новых образцов водительских удостоверений, которые будут иметь семь категорий и шесть подкатегорий. Законом предусмотрены основы оперативного реагирования и оказания своевременной комплексной помощи лицам, пострадавшим в ДТП, введены в действие жесткие требования к учебным организациям, готовящим водителей транспортных средств. Определены права общественных объединений, созданных для защиты прав и законных интересов участников дорожного движения. Установлены специальные права для водителей с нарушением опорно-двигательного аппарата, транспортных средств, обслуживающих людей с нарушением опорно-двигательного аппарата или слепых. В целях защиты прав граждан законом закреплен перечень восьми оснований для остановки транспортного средства по требованию сотрудников органов внутренних дел. Закон предусматривает административную ответственность за нарушение правил стоянки, остановки в местах, отведенных для инвалидов. Водитель, трижды уличенный в разговоре по мобильному телефону при управлении автомобилем, лишается права управления на полгода. Усилена ответственность практически по всем составам правонарушений дорожного движения. В законе прописано и снижение на 50% суммы штрафа в случае его уплаты в течение семи суток.

Кроме того, одним из эффективных средств безопасности дорожного движения стала повсеместная установка систем видеонаблюдения. Она позволяет быстро реагировать на все правонарушения на дорогах и на все изменения дорожной обстановки. По поручению главы государства рассматриваются вопросы освобождения от прохождения обязательного технического осмотра транспортного средства сроком до семи лет эксплуатации в некоммерческих целях, а также отмены с 2015 г. доверенности на управление транспортным средством.


Директор Научно-исследовательского института неотложной детской хирургии и травматологии, президент Национальной медицинской палаты Леонид Михайлович Рошаль в своем выступлении заметил, что его угнетают осиротевшие будки дорожно-патрульной службы, сокращение постов. Они и дисциплинировали, и помогали. Когда что-то случалось, водитель знал, что через 5–10 километров есть пост. А теперь заколоченные окна, и водители не знают, где искать помощи. По его мнению, нужна разумная достаточность в кадровом вопросе.

Снижение скорости в городах до 60 км/час – это еще один дискуссионный вопрос. При нынешнем допуске 20 км/час со скоростью 80 км/час едет вся Москва. Это увеличивает пропускную способность улиц. Если сделать 40 – то вся Москва встанет. Разве по этому пути нужно идти?

«Все разговоры о приближении оказания медпомощи к месту ДТП, ее уровня «водитель – водителю», «инспектор – водителю» продолжают быть на примитивном уровне, - считает Леонид Михайлович. - Нужно срочно вернуться к серьезному пересмотру программы обучения оказанию первой медицинской помощи и обучению тех, кто проводит эти занятия». И мечта Л.М. Рошаля остается все та же: каждый сотрудник дорожно-патрульной службы должен получить базовое образование хотя бы фельдшера. Ведь первыми, до приезда «скорой», у места катастрофы оказываются водитель и полицейский. Значит, они должны владеть навыками.

Далее Л.М. Рошаль коснулся детского травматизма. В Институт неотложной детской хирургии и травматологии ежегодно поступает около 80 тысяч детей, и многие из них с травмами, в том числе, и дорожными. Это говорит о том, что необходимо ужесточить требования как к машинам для перевозки детей, так и к водителям, которым доверяют детские жизни. Три года назад институт провел исследования, которые показали, что при снижении общего дорожного травматизма увеличиваются показатели детского травматизма на малом транспорте, поэтому были вновь внесены изменения в закон. А как он исполняется – большой вопрос. Л.М. Рошаль заметил, что только в Москве появилось много мотоциклов, мопедов, без номеров, без шлемов. А что говорить о всей России? «Нам нужно серьезно повернуться и к этой проблеме – считает Л.М. Рошаль. - Есть вопросы к удерживающим устройствам, детским креслам. У нас продолжают продаваться не сертифицированные зарубежные устройства и этому надо положить конец».


От имени Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выступил статс-секретарь – заместитель министра Владимир Сергеевич Артамонов. МЧС России приняло концепцию, в соответствии с которой оно реагирует пожарно-спасательными подразделениями на дорожно-транспортные происшествия, осуществляет подготовку сил и средств к реагированию на чрезвычайные ситуации, обусловленные дорожно-транспортными происшествиями, и формирует культуру безопасной жизнедеятельности, особенно у детского и юношеского населения нашей страны.

Далее он кратко остановился на этих направлениях. В качестве примера он привел следующие факты: только в январе-августе 2014 г. пожарно-спасательными подразделениями было осуществлено более 97 тыс. выездов на ДТП. При этом деблокировано из поврежденных транспортных средств более 12 тыс. человек. А еще более 80 тыс. граждан оказана иная помощь. МЧС сегодня реагирует на девять из десяти дорожно-транспортных происшествий, связанных с пострадавшими. Это результат совместных усилий работы МЧС с коллегами из МВД и других федеральных органов исполнительной власти. Сегодня практически впервые в мировой практике министерство оказывает психологическую помощь пострадавшим на месте дорожно-транспортных происшествий профессиональными психологами. И это, безусловно, бесценный опыт.

В рамках программ переоснащения и реализации Федеральной целевой программы повышения безопасности дорожного движения закупается новая техника, инструмент, внедряются технологии экстренного реагирования. В некоторых субъектах функционируют подразделения, которые непрерывно патрулируют автодороги на мотоциклах, оснащенных оборудованием для проведения спасательных работ. В условиях пробок это очень эффективная мера.

Отдельное направление министерства – развитие авиационно-спасательных технологий. Сегодня ряд федеральных трасс круглосуточно прикрыты вертолетами МЧС России. Все это позволяет сократить временные показатели реагирования на дорожно-транспортные происшествия. Так, если в 2006 г. спасатели выезжали на ДТП за 18 минут, то в 2010-м эта цифра составила 10, в 2014-м – уже менее семи минут. Несовершенство нормативного поля очень болезненно проявляется при каждом случае ликвидации дорожно-транспортных происшествий. Большой шаг в этом направлении – создание под эгидой Минздрава России межведомственной рабочей группы по совершенствованию оказания первой помощи в Российской Федерации, куда вошли представители МВД России, МЧС России, Минтранса России и многие другие.

Наряду с регулярными учениями министерство уже пять лет ежегодно проводит соревнования по ликвидации последствий ДТП среди пожарных и спасательных подразделений субъектов Федерации, федеральных округов. Последние два года министерство в качестве эксперимента готовит и привлекает к соревнованиям школьников старших классов. Уровень их подготовки в некоторых случаях не уступает профессиональным пожарным и спасателям.

Отдельно В.С. Артамонов остановился на вопросах формирования культуры транспортной безопасности. В МЧС России созданы и ведутся специализированные информационно-образовательные порталы, где регулярно размещается вся самая современная информация по правилам поведения, приемам спасения пострадавших в ДТП.

В министерстве создан и функционирует центр мониторинга ликвидации последствий ДТП, который, помимо информационно-аналитической функции, оказывает и консультационные услуги, изучает мировой опыт в области оказания помощи пострадавшим в ДТП, разрабатывает различные пособия, учебные фильмы и справочники. МЧС России взаимодействует с автошколами в субъектах Российской Федерации, автогородками и площадками по подготовке водителей. Там организуются специальные стенды, уголки спасателя, натурные площадки с использованием макетов аварийных транспортных средств. Проводятся факультативные занятия с водителями.

В завершение выступления В.С. Артамонов кратко коснулся темы дорожных заторов в зимний период и напомнил зиму 2012-2013 гг. Безусловно, тот опыт многому научил. Немало сделано в части первичного жизнеобеспечения пострадавших участников дорожного движения. Все экстренные и дорожные службы после этих событий скорректировали планы своих действий и нормы обеспечения. Но еще остается нерешенным такой важнейший вопрос, как формирование и задействование резервных фондов при дорожных заторах в отсутствие режима чрезвычайной ситуации. Стоит также детально проработать различные варианты действий в целях быстрого и эффективного оказания помощи водителям, пассажирам и иным участникам движения.


Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Иванович Лысаков начал свое выступление с напоминания, что, говоря о дорожной безопасности, нельзя не вспомнить о конституционном праве на жизнь. В этом отношении органы законодательной и исполнительной власти ведут огромную работу, которая зачастую не видна обывателю. Задача власти - и законодательной, и исполнительной - это снижение потерь на российских дорогах. «И без гражданского общества здесь сложно обойтись. Поэтому мы стараемся привлекать общественные организации, профессиональные сообщества, - заметил В.И. Лысаков. Как руководитель рабочей группы партийного проекта «Единой России» «Безопасные дороги», хочу проинформировать, что мы перезапускаем этот проект, который доказал свою эффективность и необходимость. Автор этой идеи – В.Н. Кирьянов, который вместе с В.Н. Плигиным является координатором этого проекта. В лице МВД, в частности, в лице ГУОБДД МВД России, мы видели очень эффективных, надежных партнеров.

Что касается законодательства, то большой пакет изменений в Административный кодекс, в частности в 12-ю «водительскую» главу, вступил в силу 1 сентября прошлого года. Значительно усилена ответственность за управление автомобилем в состоянии опьянения. Но хотя последствия их – самые тяжкие, удельный вес «пьяных» ДТП не очень большой - около семи процентов. К сожалению, причина практически 70% всех ДТП - это абсолютно безответственное отношение водителей к своим обязанностям, т.е. личная недисциплинированность людей трезвых, вроде бы адекватных, которые пытаются проскочить на «красный», выезжают на встречку, грубо нарушают скоростной режим.

На подходе принятие поправок в УК РФ, которые предусматривают уже уголовную ответственность за повторное управление автомобилем в состоянии опьянения, и повторный отказ от медицинского освидетельствования. За эти нарушения предлагается ужесточить санкции: штраф от 200 до 300 тысяч рублей либо принудительные работы (480 часов), либо лишение свободы на срок до двух лет.

У нас нет намерения пересажать водителей Российской Федерации, тем более что те негодяи, которые позволяют себе выпить и сесть за руль, - это небольшая часть российского автомобильного сообщества, - уточнил Вячеслав Иванович. - Но как профилактическая мера, я надеюсь, она сыграет свою роль, потому что мы понимаем, что судимость по уголовной статье – это для многих крест на хорошей работе, карьере, а для кого-то - и на жизни».

В.И. Лысаков отметил, что в предыдущих выступлениях было очень много интересных замечаний по законодательству и правоприменению. Особенно касающиеся ответственности за разговоры за рулем. «Мы видим, что наши санкции не работают, - посетовал он, - люди продолжают разговаривать по телефону. И здесь надо вводить ответственность не только за разговор по телефону, но за любые манипуляции с любым гаджетом. У нас некоторые любители Интернета умудряются, сидя за рулем, управляя автомобилем, посылать так называемые сэлфи, отвечать на СМСки, вносить записи на свои странички в Интернете. Это совершенно недопустимо. Мы изучим опыт наших казахских и израильских коллег и будем работать в этом направлении».

В заключение Вячеслав Иванович коротко остановился еще на трех проблемах. Во-первых, на необходимости ношения световозвращателей пешеходами. «Мы не можем законодательно обязать наших граждан носить светоотражатели по одной простой причине, и об этом мы говорили на круглом столе: у нас отсутствует национальный стандарт на них», - посетовал законодатель, заметив, что здесь нужно двигаться поэтапно. Сначала наладить собственное производство. Затем обязать производителей размещать светоотражатели на своих товарах. И только на заключительной стадии – ввести поправки в Правила дорожного движения, обязывающие пешеходов в темное время суток носить светоотражатели, и предусмотреть административную ответственность за несоблюдение этого пункта правил.

Во-вторых, на формировании стереотипа законопослушного поведения. Здесь большую роль играет социальная реклама на федеральных телеканалах. Но, к сожалению, ее там практически нет. А закон о социальной рекламе, принятый в первом чтении Государственной Думой предыдущего созыва, положен «под сукно». В.И. Лысаков уверен, что «его надо достать, отряхнуть от пыли и работать с ним дальше, потому что только мерами наказания дорожную ситуацию не исправить».

И наконец, в-третьих, на отсутствии неотвратимости наказания для злостных нарушителей, которые систематически попирают дорожные законы, а штрафные квитанции – просто выбрасывают. «Надо упрощать систему администрирования взыскания штрафов, потому что Федеральная служба судебных приставов завалена исполнительными производствами по таким делам, - уверен Вячеслав Иванович. - Нам надо не только расширять, усиливать санкции по этому составу, но и увеличить срок давности как минимум до года по исполнительному производству».


Матиас Шмале, заместитель Генерального секретаря Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, подтвердил, что решение проблем в области безопасности на дорогах действительно является вопросом жизни. Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца – член Глобального партнерства по безопасности дорожного движения. Как в странах СНГ, так и в России принимаются и планируются активные меры. Например, в рамках гранта Европейской комиссии партнерство будет действовать в десяти странах СНГ, чтобы поощрять межотраслевые инициативы в области дорожной безопасности, обучать дорожную полицию, поддерживать создание национальных планов действия в области безопасности дорожного движения и напрямую работать с национальными обществами Красного Креста и Красного Полумесяца. В рамках глобальной программы по безопасности дорожного движения и Филантропической организации Блумберга в сотрудничестве с МВД России партнерство уже обучило более 600 сотрудников ГИБДД в Ивановской и Липецкой областях. В курс обучения входили семинары по передовому опыту, борьбе с рисками безопасности дорожного движения, практические тренинги и наставническая работа в полицейских операциях.

Но еще многое необходимо сделать. Всем известно, что ДТП – главные виновники смертности молодежи в возрасте от 15 до 20 лет. Подобные смерти и травматизм можно предотвратить. Например, известно, что использование детских систем безопасности значительно снижает уровень дорожно-транспортного травматизма и смертности. Принятие и внедрение научно обоснованного законодательства в области детских систем безопасности поможет значительно снизить смертность и травматизм на дорогах.

В качестве одного из направлений работы российское общество Красного Креста и Глобальное партнерство вместе с МВД готовят изменения в соответствующие постановления правительства и Правила дорожного движения, которые касаются требований к детским системам безопасности и ограничения продажи тех систем, которые не соответствуют международным стандартам. Третий вопрос – внести детские системы безопасности в список потребительских продуктов, подлежащих обязательной сертификации. И четвертое: предоставить Роспотребнадзору полномочия по регулированию рынка детских систем безопасности и санкционированию продажи только сертифицированных систем. Таможенный Союз ЕврАзС недавно принял рекомендации Европейской экономической комиссии ООН по сертификации детских систем безопасности. Это значит, что в России, Казахстане и Беларуси все детские системы безопасности должны соответствовать этим стандартам.


В своем выступлении Бури Бачабекович Каримов, руководитель Секретариата Межправительственного совета дорожников СНГ, сообщил, что мировой опыт свидетельствует о необходимости комплексного подхода к решению проблем обеспечения безопасности дорожного движения. В целях повышения безопасности движения на дорогах и сокращения числа ДТП требуется принять ряд мер, основная среди которых - необходимость разработки и реализации долгосрочной программы повышения безопасности дорожного движения по всем странам Содружества. Также необходимо способствовать реализации проектов строительства дорог, ускорить принятие единых правил пользования дорожно-транспортной инфраструктурой, признать необходимым разработку единой концепции и программы развертывания ИТС в странах СНГ, ввести соответствующие требования в нормы проектирования дорог и усилить контроль за техническим состоянием транспорта.


В своем выступлении Председатель Государственного Совета Республики Коми Игорь Владимирович Ковзель отметил, что интенсивность движения в регионе растет с каждым днем, и, к сожалению, кривая аварийности очень слабо выравнивается. Поэтому сегодня, как и во многих регионах Российской Федерации, в Коми активно применяют современные методы борьбы с нарушителями, ставят новые ограждения, светоотражающие знаки, так как предотвратить нарушение – значительно лучше, чем потом за него наказывать. Поэтому очень большое внимание сейчас уделяется просветительской и пропагандистской деятельности, проведению социально значимых акций и кампаний, направленных на повышение дорожной грамотности. К сожалению, данные ГИБДД красноречиво говорят о том, что чаще всего виновниками ДТП становятся начинающие водители, стаж которых не превышает и трех лет. Более того, положение усугубляется, когда молодые водители, еще и являясь молодыми родителями, перевозят малолетних детей, не пристегивая их, и в автомобилях, не оборудованных специальными сиденьями. С целью предотвращения подобных вещей в регионе проводится работа с такими молодыми, еще неопытными водителями, учениками автошкол.

И.В. Ковзель отметил, что очень важно начинать как можно раньше прививать маленьким гражданам навыки безопасного поведения на дороге. В просветительскую работу по предупреждению аварийности с участием детей активно и системно включаются образовательные учреждения. Пример положительного опыта – повсеместное размещение в школах на стендах Паспортов дорожной безопасности. В республике пошли дальше - стараются такие паспорта готовить и размещать в детских садах для родителей. Представители студенческого сообщества, молодежь края присоединяются к акциям, проводимым Госавтоинспекцией. Они выступают в качестве волонтеров в социально значимых кампаниях, проводят флешмобы и другие массовые мероприятия.

Далее И.В. Ковзель отметил успешный опыт работы с дошкольниками, своеобразного тандема двух разнопрофильных образовательных учреждений – Сыктывкарского лесного института и Гуманитарного педагогического колледжа. В результате руководство института приобрело передвижной автогородок, а студенты педагогического колледжа разработали методики обучения дошколят Правилам дорожного движения с учетом психологических особенностей работы с детьми в возрасте шести-семи лет. Вот уже два года студенты этих образовательных учреждений проводят уроки ПДД в дошкольных учреждениях.

В регионе очень активно ведется работа по созданию мини-улиц в рекреациях школ в связи с тем, что республика северная и зима здесь достаточно долгая. Эти мини-улицы позволяют детям освоить навыки безопасности поведения в условиях, приближенных к реальным. Преподаватель и ученик в процессе игры моделируют различные ситуации с пешеходами, велосипедистами, водителями. Также на мини-улицах проводятся занятия и с родителями во время родительских собраний. Что особенно ценно, мини-улица учит ребенка наблюдательности. На ней размещаются мелкие животные, автомобили, велосипеды, скутеры, и ребенок учится заранее замечать опасность, скрытую за кустами или за забором. Что касается светоотражательных знаков, то в регионе уже несколько лет ежегодно всем первоклашкам вручают такие знаки на портфели и они очень заинтересованы в принятии на федеральном уровне любых нормативов, связанных со светоотражателями на детской одежде.


Специальный представитель Всемирной организации здравоохранения в Российской Федерации Луиджи Миглиорини свое выступление начал с того, что Всемирная организация здравоохранения получила мандат от Генеральной Ассамблеи ООН стать координатором по всемирным программам по повышению дорожной безопасности. ВОЗ выступила посредником между различными организациями, министерствами. Луиджи Миглиорини поддержал госпожу Скворцову в том, что она в своем выступлении точно определила потребности медицинского сектора. Но этого недостаточно. Необходимо четкое законодательство, его надлежащее исполнение и комплексный подход.

Во многих странах мира, в том числе в России, этой организации удалось добиться серьезных успехов в работе МВД, Минтрансом. Для ВОЗ это был новый опыт, потому что обычно она работает только с министерствами здравоохранения.

Организация здравоохранения делит мир на две части, где главные проблемы – инфекционные и неинфекционные заболевания. Для Европы вопрос инфекционных заболеваний стоит не так остро, и гибнет не так много людей, как 30, 40, 100 лет назад. Рак, сердечно-сосудистые заболевания и ДТП входят в список самых распространенных причин смерти. Разница заключается в том, что первые два, как правило, затрагивают пожилое население, тогда как ДТП уносят жизни молодых. И когда теряем молодого человека, часто теряем семью целиком. Поэтому необходимо уделять особое внимание именно этой проблеме.

Далее господин Миглиорини отметил серьезную приверженность Российской Федерации делу дорожной безопасности. Россия серьезно воспринимает сотрудничество с ВОЗ и другими международными партнерами по двум пилотным проектам: в Липецке и Иванове. Речь идет о скоростном режиме и специальных сиденьях для детей. Были проведены эпидемиологические и статистические исследования, и обнаружилось, что в начале проекта всего 50% водителей пристегивались, а сейчас эта цифра составляет 72%. Только 20% людей на момент начала проекта использовали специальные детские сиденья, а сейчас - 84%. Прошло всего пять лет, это прекрасные результаты. И добиться их удалось благодаря сотрудничеству с региональными организациями и полицией. Эту замечательную модель можно применять не только в России, но и в соседних государствах, которые имеют сходную инфраструктуру и аналогичное законодательство.


В своем выступлении ректор Московской финансово-юридической академии Алексей Григорьевич Забелин отметил, что безопасность дорожного движения – это безопасность всей нашей жизни, наших детей, безопасность нашего будущего. Основными причинами большого числа трагедий на дорогах становится низкий уровень дисциплины и водителей и самих пешеходов. К сожалению, формированию культуры безопасного поведения на дорогах у молодых людей уделяется мало внимания. Поэтому в Московском финансово-юридическом университете обучение Правилам дорожного движения, формирование культуры поведения на дорогах стали важнейшими направлениями деятельности. Такой работой занимается специально созданная кафедра безопасности дорожного движения, отдел молодежной политики. В учебные планы университета включена дисциплина «Безопасность дорожного движения». Кроме того, для проведения семинаров и мастер-классов со студентами вуза и колледжа приглашаются специалисты, работники Госавтоинспекции, ветераны системы безопасности дорожного движения.

А.Г. Забелин сообщил, что в университете уже в течение десяти лет работает автошкола. В ней прошли обучение 126 групп студентов, выпустили более трех с половиной тысяч водителей. В настоящее время автошкола МФА проводит обучение по новым правилам. Тема дорожной безопасности ярко отражена в фестивале социальной рекламы «Арт-старт», организованной студентами университета. Теперь «Арт-старт» объединяет уже не только студентов МФА, но и других вузов, школ, колледжей Российской Федерации и даже молодежь зарубежья. Каждый год в рамках фестиваля выделяется отдельная номинация «Безопасность на дорогах», где участники представляют на конкурс свои плакаты, презентации, видеоролики. В жюри для оценки работы по этой номинации приглашаются представители ГИБДД. По заказу руководства ГИБДД МВД России в университете в минувшем году был организован специализированный семинар-тренинг «Организация пропаганды безопасности дорожного движения в среде студенческой молодежи». В ходе тренинга сотрудники МВД, опытные преподаватели кафедры журналистики, рекламы и PR университета, преподаватели кафедры психологии, сотрудники креативного отдела университета обучали слушателей технологии создания социальной рекламы, подготовки флешмобов, привлекающих внимание юношеской аудитории, и учили проводить PR-кампании, направленные на профилактику правонарушений в сфере безопасности дорожного движения среди студентов. Совместно с ГИБДД университет планирует сделать семинар ежегодным. Кроме того, студенты университета под контролем преподавателей готовят правовые лекции и проводят их в школах и колледжах Москвы. Университет проводит акции волонтеров по привлечению внимания к безопасности пешеходов. В прошлом году студенты запустили акцию «Спасти жизнь», адресованную детям, которые подвержены особому риску как на городских магистралях, так и во дворах. Студенты разработали дизайн светоотражающих значков. Они регулярно организуют театрализованные акции, раздают детям светоотражающие значки и объясняют, как себя вести на дорогах.

Университету удается вести работу по воспитанию культуры безопасности дорожного движения не только среди своих студентов, но и значительно шире - среди московской студенческой молодежи и молодежи всей страны. И в заключение А.Г. Забелин высказал конкретные предложения: включить в лицензионные показатели учебных заведений страны наличие условий для обучения безопасности дорожного движения и обеспечить в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) обязательный курс «Безопасность дорожного движения».

Накануне пленарного заседания состоялись четыре «круглых стола»: «Безопасность дорожного движения зависит от нас. Система подготовки водителей, воспитание участников дорожного движения, личные и общественные аспекты», «Молодежные инициативы в области безопасности дорожного движения, взгляд со стороны», «Медицинские аспекты безопасности дорожного движения, проблемы и пути их решения» и «Гармонизация правовых основ безопасности дорожного движения государств – участников СНГ, состояние и перспективы». Во время этих «круглых столов» их участники обменялись опытом, обсудили более конкретные аспекты взаимодействия, определили совместные перспективы и направления усилий по повышению дорожной безопасности. Прозвучавшие на «круглых столах» предложения, связанные с обеспечением безопасности молодого поколения, нашли отражение в итоговой декларации Конгресса.

Наверх

Возврат к списку

Октябрь 2017

Подписка на издание в любом почтовом отделении России

«Каталог российской прессы» (красный) подписной индекс: 11440
Onliine-подписка на сайте vipishi.ru
Onliine-подписка на сайте pochta.ru




Наши друзья
Город детства "ДДД"
Межрегиональная ассоциация автошкол

logo.png

slowdown_banner.png

Последние новости

Практические советы