Василий Николаевич Веселов

«Есть такая профессия – Родину защищать», - говорится в одном известном фильме. Именно такая профессия и была у Василия Николаевича Веселова – все свою жизнь он посвятил защите и служению Отечеству.

Ветеран Великой Отечественной войны, награжденный орденом Отечественной войны II степени, медалью Жукова, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За оборону Ленинграда», «Ветеран МВД», 25 лет верой и правдой отслуживший в органах внутренних дел Новгородчины начальником отдела ГАИ УВД области – все это заслуги одного человека - Василия Николаевича.

Родился Веселов в 1926 году в деревне Воробица Любытинского района Новгородской области. Учился в средней школе и ремесленном училище № 1 г. Боровичи Новгородской области. В Великую Отечественную войну – величайшую войну всемирной истории, вступил совсем юным 16-летним мальчишкой.

С июля 1942 года по ноябрь 1943 года проходил службу в должности командира отделения 142-го истребительного батальона НКВД СССР, который дислоцировался по месту его жительства. В задачи батальона входило контролирование прохождения транспорта по единственной, еще не перекрытой немцами, дороге на Ленинград, ведение борьбы с немецкими парашютистами, шпионами, выявление и задержание дезертиров.

- «Ястребки» - так нас называли, - признается ветеран. - Шел 1942 год. Я служил в 142-м истребительном батальоне в Любытино. Боролись с парашютистами, дезертирами, шпионами, контролировали дороги. А лет-то нам было по шестнадцать, мальчишки совсем. Хоть и были вольнонаемными, но чувствовали себя солдатами: в форме, с оружием в руках. Сколько раз смотрели смерти в глаза, всякое бывало.

Воевал на Ленинградском, Прибалтийском фронтах в составе 192-го и 194-го гвардейских полков 63-й гвардейской дивизии, на Карельском перешейке. Глубина первой полосы обороны немцев здесь была шесть километров и тянулась от озера Ладога до Финского залива. Линии траншей, укрепления, огневые точки, позиции артиллерийских и минометных батарей. На 15-25-м километре от первой полосы проходила вторая, наиболее мощная. Господствующие высоты, где находились железобетонные доты, – долговременные огневые точки.

14 июня 1944 года начался прорыв знаменитой линии Маннергейма. 15 июня части нашего 30-го гвардейского корпуса взломали главную линию вражеской обороны. После взятия линии Маннергейма была открыта дорога на Выборг. 20 июня над Выборгом взвилось алое знамя. Мне довелось освобождать этот город. После взятия его наш 30-й гвардейский корпус был переброшен в Прибалтику. С ходу взяли Тарту, форсировали реку Эмайыги.

Самым памятным был штурм крупнейшего из островов Моонзундского архипелага – Сааремаа. Поздно ночью нас погрузили на быстроходные торпедные катера. Работа десантникам предстояла не просто сложная – смертельно опасная, так как с моря остров прикрывали боевые немецкие корабли. Операция началась ночью. Наш катер не дошел до берега метров двадцать. Ледяная вода обжигала тело. Вещмешки, нагруженные под завязку гранатами, цинковыми коробками с патронами, превратившиеся в пудовые гири, сапоги тянули ко дну. Старший катера тихо сказал мне: «Командир, две минуты твоим орлам на высадку – и ни минуты больше». Я скомандовал: «Вперед, на берег, пока не засекли!» Взял автомат в левую руку над головой, загребая правой, поплыл к берегу. Думал про себя: добраться бы до берега, ощутить под ногами землю, а там и повоюем. Бесшумно выбрались на берег. Бойцы растянулись в атакующую цепь и, настороженно вглядываясь в ночную темень, пошли вперед. Вот тут и ударили немецкие пулеметы трассирующими пулями, прошивая все перед собой. Штурмовая группа, где был и я, вела бой на траншейных брустверах, в темноте, разрываемой вспышками выстрелов и хлопками взлетающих ракет - своих или чужих, кто здесь разберет. Шла ночная обычная военная работа. Короткую очередь из автомата в окоп – и вниз, на его дно, оглядываясь по сторонам, что к чему. Дал очередь, за изгиб траншеи бросил гранату и подождал, пока просвистят осколки, и только потом новый бросок, до следующего поворота. К утру первую линию обороны мы очистили от фашистов полностью, - вспоминает Веселов.

Десятки раз той ночью смотрел Василий Николаевич смерти в глаза. Каждый такой взгляд мог стать последним. С рассветом десантники очистили первую линию обороны и закрепились на узеньком трехкилометровом плацдарме, спешно окапываясь и готовясь к отражению контратак противника, а они не заставили себя долго ждать. Сначала захваченный плацдарм накрыла дальнобойная артиллерия фашистов. С моря ей помогали немецкие корабли. Затем накатилась волна автоматчиков. Но дивизия десантников, отбивая одну контратаку за другой, устояла. Им надо было продержаться до темноты. Ночью на удерживаемый плацдарм должны были высадиться основные силы наступающих. Тот день был днем, когда ежесекундно чувствовалось дыхание смерти, когда выбор был один – выстоять или умереть. Они выстояли. Вечером пришла подмога. Встречным валом ударили по контратакующим цепям, смяли и погнали обратно.

- Позднее, когда мы штурмом брали порт Сааремаа, меня тяжело ранило. Пароходом нас, раненых, с острова Сааремаа доставили в Таллин, а оттуда эвакуировали в Ленинград, в госпиталь, - рассказывал Василий Николаевич.

Всего же за годы войны этот мужественный человек был ранен трижды. Два осколка Василий Николаевич так и носил в себе на «память» до самой смерти.

После третьего ранения прямо из госпиталя с командой выздоравливающих уехал он на учебу в военное училище – танковое в Омске. И месяца не проносил он на плечах курсантские погоны, как пришла долгожданная весть – Победа!

Окончив Омское танковое техническое училище, служил в группе войск в Германской Демократической Республике, затем в Ленинградском военном округе. В 1960 году в связи с сокращением вооруженных сил прибыл в Новгород, а в июне 1963 года был назначен на должность начальника отдела ГАИ УВД Новгородского облисполкома, в которой прослужил четверть века, и был уволен из органов внутренних дел по выслуге лет в звании полковника милиции.

На первых порах громкое наименование должности не соответствовало истинному положению дел. Во всей службе вместе с ним насчитывалось всего-навсего четырнадцать человек на всю Новгородскую область. И приходилось Веселову заниматься всем сразу, начиная от установки дорожных знаков, нанесения разметки и заканчивая оформлением дорожно-транспортных происшествий.

При поддержке местных властей он сумел сначала создать дивизион дорожно-патрульной службы, обслуживающий трассу Москва - Ленинград и превратившийся затем в целый батальон, потом – роту ДПС в Новгороде, взводы в Старой Руссе и Боровичах, отделения ГАИ в каждом районе.

При его непосредственном участии в области были образованы регистрационно-экзаменационные подразделения, принявшие на себя бумажный поток, освободив тем самым остальных сотрудников ГАИ для работы на дорогах и улицах, в автохозяйствах и школах.

За время прохождения службы в Госавтоинспекции Василий Николаевич был отмечен многими наградами, среди которых медаль «За безупречную службу» в милиции I, II степени, медаль «50 лет Советской милиции», нагрудные знаки «Заслуженный работник МВД СССР», «Отличный пропагандист МВД СССР» и другие.

И даже уйдя на заслуженный отдых, Василий Николаевич продолжал оставаться в строю - был общественным инспектором ГИБДД, председателем областного совета ветеранов Госавтоинспекции, не оставался в стороне и в деле воспитания и становления молодых сотрудников Госавтоинспекции. Прослужил Веселов в инспекции 43 года: 25 – в погонах и в должности начальника, остальные – общественником. В «Золотой книге Госавтоинспекции 1936-2006 гг.» в очерке о нем говорится: «История ГАИ-ГИБДД Новгородской области – это история Василия Николаевича Веселова, ведь всю свою жизнь он посвятил этой непростой, но такой необходимой работе».

УГИБДД УМВД России по Новгородско

Возврат к списку

август 2021

Назначения

Подписка на издание в любом почтовом отделении России

«Каталог российской прессы» (красный) подписной индекс: 11440

Onliine-подписка на сайте pochta.ru

Мы в соцсетях:

  

Наши друзья
LLL

Модуль 'Реклама, баннеры' не установлен.

Межрегиональная ассоциация автошкол



prop2.jpg

Последние новости


slowdown_banner.png

Практические советы



Создание сайта
веб студия «Модуль»