Ариадна Александровна Самарина

Родилась 26 июня 1914 года. В 1930 году окончила 9 классов средней школы в Новосибирске, в 1934 году – автодорожный техникум в Томске. С 15 января 1934 года начала работу в автоинспекции Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (Цудортранса) в Новосибирске, а с 1 августа приняла Томский межрайонный участок.

С 15 марта 1936 года - госавтоинспектор, Томский горотдел милиции НКВД.

С 1 июля 1937 по 1944 годы – старший госавтоинспектор, Томский горотдел НКВД Новосибирской области. С 1 сентября 1944 года – старший госавтоинспектор, Госавтоинспекция УМ УНКВД Томской области. Завершила службу в должности заместителя начальника отдела ГАИ УВД Томской области в 1961 году. Подполковник милиции. Боевые награды: орден Красной звезды, медаль «За боевые заслуги». Скончалась в 2008 году.

Из воспоминаний:

«Помню, последний довоенный техосмотр 1941 года прошел, и по отчетным данным по участку числился 1041 автомобиль (без районов Дальнего Севера). В первые же часы после объявления войны я была вызвана военкоматом. На улице Карла Маркса организовали мобилизационный пункт автотранспорта города и районов. Мобпункт (так мы его называли) работал в Томске круглосуточно, без перерывов, и вся комиссия находилась там неотлучно. На улице постоянно стояла очередь поставляемых хозяйствами на фронт автомобилей. Работа была напряженной и кропотливой. Машины с дефектами и без предусмотренного комплекта запчастей и инструмента не принимались. Бывало, что одну и ту же машину на мобпункт автохозяйство приводило по несколько раз, пока не были устранены дефекты. Потом военкомат организовал специальную базу по ремонту предназначенных для фронта автомашин при пассажирской базе.

В городе и по районам осталось ничтожное количество машин. Из-за ограничения бензина почти все они работали на заменителях, таких как уайт-спирит, бутиловая смесь, керосин, ацетон, бензол, скипидар и прочих. Много машин, особенно по районам, работали на твердом топливе. Появились различные газогенераторные установки местных конструкторов. Особенно большой опыт в эксплуатации газогенераторных машин имели мехпункты «Томлеса», Красноярский и Батуринский, которые с первых же дней их создания работали на газогенераторных установках ЗИС-13, ЗИС-21 и других.

Оставшиеся в участке машины ремонтировались за счет реставрации негодных деталей, в основном сваркой и термической обработкой. На какие только комбинации ни шли механики и ремонтные рабочие для того, чтобы машина стала ходовой.

При ремонте, когда было безвыходно, вместо стандартных тормозных накладок ставили старый корд от покрышек, куски пожарных рукавов. Покрышки, как правило, стояли с манжетами. Сами отливали поршни, поршневые кольца точили из старых тракторных гильз, изготавливали промежуточные валы ГАЗ-ММ, шестерни и валы коробок передач, ведущие шестерни заднего моста. Чем только не заменяли изломанные рессоры, ставя березовые чурки, различные прокладки, приспосабливали тракторные фары, сами формировали положительные пластины аккумуляторов, используя отрицательные, ставили фанерные прокладки между пластинами, боковые стенки кабин закрывали фанерой, ну и, конечно, вытачивали всевозможные автомобильные валы, втулки, гайки, прокладки, кольца Рашига (это в газогенераторах) заменяли металлической стружкой… И машины работали, а новые шоферы сдавали экзамены.

С 1942 года принимала их в нашей области Новосибирская квалификационная комиссия. По этому поводу и приехала к нам Антонина Акимовна Приколотина, которая позже, в 1946 году станет начальником ГАИ и будет руководить томской Госавтоинспекцией долгих 19 лет. Отправились мы с ней по районам на пароходе, который сутками стоял на пристанях под погрузкой дров, ими топили паровой двигатель. Добрались до Колпашева, а дальше на небольшой плоскодонной барже с грузом соли - в Чажемто. Катер тащит нас ночью, без фонарей. И вдруг баржа отрывается, ее крутит течение, она никем не управляема. А в это время мчится на нас большой пассажирский пароход. Мы с Антониной Акимовной без слов понимаем друг друга. Встаем на край баржи, чтобы спрыгнуть при столкновении. В руках портфель с документами, только бы не затянуло нас в воде под колеса парохода! Пароход проскакивает в полуметре от баржи, она закачалась так, что едва не перевернулась. Потом нас нашел катер и потащил по реке Чая до места назначения. От Чажемто до Коломинской МТС нас повезли на ГАЗ-42. Не доезжая 10 километров, машина встала. Дело было ночью, а только что нам поведали, что в окрестностях ходит стая волков. Антонина Акимовна не согласилась идти пешком, пока не взяли шест от бункера, чтобы в случае надобности отбиваться от напавших животных. И вот мы с шестом через плечо отправились в ночной темноте, но, к счастью, волки не сочли нужным воспользоваться нашей беспечностью. И наконец, перебираясь на Киреевском пароме через Обь и съезжая на берег, наша машина провалилась с причала в реку. Из кузова мы кое-как выбрались, а машину механик с водителем, соорудив примитивный ворот (что-то вроде лебедки), всю ночь вытаскивали на берег.

В первые годы перехода ГАИ в милицию начальник горотдела обязал меня носить с собою оружие. Выдал мне красивый пистолет «Браунинг» номер 1. Выстрелила я из него только один раз, научилась собирать, разбирать, чистить его, и, будучи «сугубо штатской личностью», носила в портфеле. Иногда все же, пробираясь где-то на лошади одна, в глухой тайге или около лагеря заключенных, возникали жалкие мысли в случае чего, мол, с целью обороны, попугаю выстрелом человека или зверя. Однажды была у начальника горотдела вместе с другими сотрудниками, разговорились об оружии, стали рассматривать мой «Браунинг», а он не стреляет. Оказалось, я в обойму вместо семи патронов загнала восемь. Хорошо, что мне не представился случай обороняться, а то бы моим оружием меня бы и поразили. Тут же я его сдала и дальше обходилась без оружия.

В военные годы взамен ушедших на фронт мужчин за руль автомашин сели женщины. Их было много. Фамилии всех не запомнила. Давно это было, да и многие их сменили в связи с замужеством. Некоторых все же назову: Лиза, Иванова Решетникова Таисия, Миллер, Осташкина Зина Борисенко, Надя Серикова.

Наконец наступил счастливый май 1945 года. Стали возвращаться фронтовики. Мы узнали, что водитель томской картолитографии Михаил Додонов, ушедший на фронт с машиной ГАЗ-ММ, проездил на ней до последнего дня войны. Вот такие были мастера наши земляки».

УГИБДД УМВД России по Томской области


Возврат к списку

Октябрь 2017

Подписка на издание в любом почтовом отделении России

«Каталог российской прессы» (красный) подписной индекс: 11440
Onliine-подписка на сайте vipishi.ru
Onliine-подписка на сайте pochta.ru




Наши друзья
Город детства "ДДД"
Межрегиональная ассоциация автошкол

logo.png

slowdown_banner.png

Последние новости

Практические советы