Не галопом по Европе

Мы ехали, смотрели в окна автобу­са, как убраны поля, кто пасется на лугах, какие вокруг дома. Хо­роший экскурсовод Наташа помогала видеть незримое. Рассказывала о прошлом и насто­ящем каждой страны. Например, Польша. При всех достижениях есть знакомые недо­статки. Построили автобан так, что после чемпионата мира по футболу на нем уже глубокая колейность. И надо опять занимать деньги у европейского банка на ремонт, ког­да еще за прошлые займы деньги не отдали. Узнаете российский вариант?

Да и у европейцев тоже свои просчеты. Понастроили ветряков для получения энер­гии. А птицы оттуда, где стоят ветряки, уле­тели, да и мыши с кротами тоже ушли. Зем­ля стала мертвой. Не могут понять, почему. Вот вам и экологически чистая энергия.

Незаметно переехали в Германию. Не­мецкие отели поразили аккуратностью, чи­стотой, изобретательностью. Рядом с тех­ническим прогрессом есть и нравствен­ный. Богатые жители Германии попросили правительство брать с них больше нало­гов, чтобы уменьшить социальное напря­жение из-за неравенства. Социальная фантастика какая-то.

В Брюсселе культ знаменитой скульпту­ры писающего мальчика. Его фигурки по­всюду. В кафе, магазине, на улице. Из са­мых разных материалов — гипса, камня, де­рева, шоколада... По праздникам эти озор­ники писают пивом, вином, а то и коньяком. Есть даже музей одежды мальчика Писа. Делегации из разных стран, когда приезжа­ют в Брюссель, привозят свои нацио­нальные костюмы для этого обнажен­ного ребенка. Интимная процедура, так смело показанная, подтолкнула создать и памятник писающей девоч­ки, о котором мало кто знает. Как и то, что скульптор отдал свой гонорар на улучшение работы одного из местных хосписов.

Брюгге — сказочный городок. В нем есть фрагменты Венеции, москов­ских Патриарших прудов и конечно, своего неповторимо бельгийского. На озере влюбленных плавают пронуме­рованные лебеди и утки. Оказывает­ся, Босх тоже долго жил в Брюгге. И тут, словно по мановению босховской фантазии, на главную городскую пло­щадь въехали двухколесные люди на сигейтах. Это были полицейские, ко­торые используют новое устройство для па­трулирования улиц. Хотя чего тут патрули­ровать. Город мирный и спокойный.

Переезжаем во Францию. Сразу замеча­ем, что светофоры ниже, чем у нас, наши водители говорят — это удобнее, лучше их видно из автомобиля. Перекрестки доволь­но часто представляют собой круговую раз­вязку. При этом действуют обычные прави­ла — ты пропускаешь всех, кто справа, если не стоит знак «Главная дорога».

Во время путешествия нам сообщили, что жизнь французских автолюбителей осложнилась. В стране появились новые радары, способные фиксировать превы­шение скорости автомобиля на расстоянии нескольких километров.

На сегодня минимальный штраф за на­рушение скоростного режима во Франции составляет 45 евро за городом, 90 — в пре­делах населенных пунктов. Как говорят по­лицейские, любимый прием лихачей — сбрасывать скорость непосредственно пе­ред полицейской камерой — во Франции больше не поможет избежать наказания. Представители дорожной полиции Франции заявляют, что пока зона охвата радара со­ставляет два километра, но при необходи­мости она может быть увеличена.

Вождение в Париже требует особого внимания. Недостаток парковок изматывает. Наш автобус часто страдал из-за этого. Водитель быстро нас высаживал и потом ездил по кругу или уезжал куда подальше, чтобы потом вернуться к определенному времени. Французские водители умудря­ются вставать на крошечных участках. В центре места парковки обозначены специ­альной разметкой. Они платные, причем цены нарочно завышены, для того чтобы вынуждать водителей пользоваться обще­ственным транспортом.

Вокруг Парижа расположена кольцевая дорога, которая называется Boulevard peripherique. Это лучший способ объехать центр Парижа, но и здесь в часы пик также возникают пробки, как и у нас на МКАД.

Пристегиваться ремнями безопасности во Франции обязательно, запрещается са­жать детей на переднее сиденье, даже ес­ли они пристегнуты, тем более — если си­дят на коленях у взрослого. За этим поли­ция следит, как и за вождением в нетрез­вом состоянии. Без разговоров забирают водительское удостоверение прямо на мес­те вслучае, если содержание алкоголя в крови водителя превысит допустимую нор­му. В то же время они могут быть очень тер­пимыми к иностранцам, которые едут на ма­шинах с иностранными номерами. Если вы остановитесь на высокоскоростной магист­рали для того, чтобы перекусить, учтите, что вам подадут только безалкогольные на­питки, включая безалкогольное пиво, если вы не закажете серьезной закуски.

Чтобы представить себе историю фран­цузских королей, отправились во дворец Фонтенбло под Парижем. Гид Татьяна провела нас по знаменитому русскому кладбищу Сент-Женевьев-де-Буа. Могилы русских офицеров, писателей, музыкан­тов. Необыкновенно оформлена могила Рудольфа Нуриева. Могильный холм по­крыт восточным каменным ковром из раз­ноцветной мозаики.

В городе Руане главный герой — готи­ческий Руанский собор. Поражает вели­чественностью и архитектурной роско­шью фасадов. В праздники его под­свечивают лазерными «красками», собор светится, оживает. Под му­зыку зрелище очень впечатляющее. Также в Руане много средневековых строений — фахверковые дома XIV—XVII веков. Фа сады «перечеркнуты» деревянными балка­ми, почерневшими от времени. Пиршество для киношников, если снимать фильмы о средних веках. В Руане была сожжена Жанна д'Арк, сохранился дом, где она была осуждена, а позднее реабилитирована. На месте ее казни построили оригинальную церковь всовременном стиле, посвящен­ную ее памяти. Воочию видишь и ощуща­ешь, как религиозное чувство архитекторов ищет новое архитектурное формосодержание нашего времени.

После Руана был город Кан — столица нижней Нормандии, департамента Кальва­дос (это еще название яблочной водки, кото­рую так и не удалось попробовать). Истори­ческая застройка была изуродована сильной бомбардировкой союзников во Вторую миро­вую войну. В мужском аббатстве находится могила Вильгельма Завоевателя. В окрест­ностях много яблочных садов. Сами яблони в основном низкорослые. Оказывается, их сажают специально для коров, которые очень любят этот плод, и молоко потом у них отдает разными сортами — антоновкой, мельбой, белым наливом...

Солнечным утром отправились в Мон Сен-Мишель. Уже из автобуса увидели ог­ромную гору-храм. Оставив автобус на стоянке, идем к аббатству. С каждой мину той народу все больше. Это паломничест­во сюда не случайно. Аббатство построено в уникальном месте, на скале. Приливы и отливы заполняют пространство вокруг водой, и Сен-Мишель стоит один-одинеше­нек, как молитва земли к небу во время по­топа. По форме это великолепное архитек­турное средневековье, вобравшее в себя романский и готический стили разных вре­мен. Большие и малые залы с колоннами, сводчатые потолки, камины, винтовые ле­стницы, каменные балконы. Недаром его называют восьмым чудом света.

Едем дальше. И замечаем, что француз­ские водители не всегда соблюдают ограни­чения скорости и так же, как наши, сигналят фарами машинам, которые едут навстречу, предупреждая об очередной засаде.

Высокоскоростные магистрали во Франции в основном платные. Можно оплатить пользование этими дорогами сразу же при въезде либо взять талон и оплатить его при выезде. Националь­ные дороги идут параллельно платным и за проезд по ним плата не взимается, так же как и за более мелкие департа­ментские дороги.

Французские водители не очень-то церемонятся с пешеходами. Поэтому даже на пешеходных переходах прохожие прежде, чем переходить дорогу, смотрят по сторонам. Для того чтобы водители все-таки сбрасывали скорость, в жилых районах количество «лежачих полицей­ских» явно возрастает.

Подъезжаем к городу Сен-Мало, который исторически считался морской вотчиной пи­ратов. Его окружают мощные стены. По все­му видно — готовность к осаде номер один. На обратном пути нам поставили художест­венный фильм про пиратов из Сен-Мало, что значительно дополнило впечатление. Ино­гда в день мы, как пираты, брали на абор­даж три города. Такие очаровательные, как Рен или Фужер. Главное в них — хорошо со­хранившиеся небольшие крепости и замки. Рвы перед замками наполнены водой, в ко­торой плещется рыба. Мы даже видели рыбаков, которые сидели с удочками. Правда, улова ни у одного не увидели. Городок Метц — столица депар­тамента Мозель. Приехали в него поздно — темнело. Заселившись в отель, отправились на обзор­ную экскурсию. Надеялись увидеть представление по­ющих фонтанов в городском парке на одном из рукавов реки Мозель. Но этого не случилось. Ничего страшно­го — ночная прогулка все равно впечатлила таинст­венным спокойствием про­винциального городка.

Маршрут уже шел к за­вершению, когда приехали в Люксембург, поразивший социальной гармонией и горной красотой. Город изящно вписан в скалы и долины с протекающими внизу ре­ками, через которые перекинуты высокие мосты. Каждый клочок земли великого гер­цогства обработан с какой-то необычной тщательностью. Оказывается, это все де­лают пожилые люди, обихаживая эти учас­точки и тем самым поддерживая себя не только продуктами, но и приятным трудом себе в радость. С молодежью в городе пло­хо. Нет своих вузов, ребята уезжают, же­нятся и остаются в других странах. Преоб­ладает пожилое население, которое власти всячески берегут и холят. Дают им огороди­ки, землю для садов и палисадников. Мы даже видели пасеку в черте города. Соци­альная поддержка в герцогстве одна из са мых лучших в Европе. Устраивают даже конкурсы красоты среди пожилых.

Кто заботится о людях, не забывает и о животных. Проезжаем по автостраде. По бокам густой лес. А через дорогу странный мост — весь зарос кустами и травой. Оказы­вается — это для животных — лосей, зай­цев, барсуков, чтобы они на ту сторону леса переходили, не подвергая свою жизнь опас­ности. То же сделано для ежиков, лягушек, ужей, но уже внизу, под автострадой.

Переход через границу Польши и Бело­руссии прошел безболезненно. И вот уже в поезде обсуждаем пройденное и пережи­тое. Отмечаем хорошо отрежиссированную дорожную программу. Симбиоз реально ви­денного и переосмысленного в видеофиль­мах, которые не просто скрашивали дли­тельность перегонов, а добавляли новый смысл, новые знания. В отелях размеща­лись сразу по прибытии, ждать нигде не приходилось, номера к нашему приезду бы­ли уже готовы. Особенно впечатлило мас­терство водителей. Как режиссер должен раствориться в актерах — так их работа бы­ла ровной, четкой, без рывков и резких тор­можений (никто кипятком не облился, когда допивал чай или кофе). А ситуаций неприят­ных было много. Увы, не все европейские водители так уж идеальны. Тоже спешат, подрезают. Полиция дорог вроде бы нигде не маячила, но тем не менее после Берлина нас остановили, проверили документы, та­хометр, соблюдение графика режимов вож­дения. Результат — по дороге мы встрети­ли лишь одно ДТП, возвращаясь из Польши. А ехали мы по европейским дорогам долго и много — 5340 км.

Б. ПРИМОЧКИН, фото автора

Наверх

Возврат к списку

август 2021

Назначения

Подписка на издание в любом почтовом отделении России

«Каталог российской прессы» (красный) подписной индекс: 11440

Onliine-подписка на сайте pochta.ru

Мы в соцсетях:

  

Наши друзья
LLL

Модуль 'Реклама, баннеры' не установлен.

Межрегиональная ассоциация автошкол



prop2.jpg

Последние новости


slowdown_banner.png

Практические советы



Создание сайта
веб студия «Модуль»