Горизонт всегда впереди
Владимир Кузьмич Шевченко, начальник отдела межведомственного взаимодействия и пропаганды БДД ДОБДД МВД России 

Стремительно меняется время. Еще 20 лет назад автомобиль для многих россиян был недоступно и роскошью, а ныне это привычное личное средство передвижения. Резко возросло количество транспортных средств на российских автодорогах — подскочило число ДТП и количество пострадавших в них людей.

Госавтоинспекция первой забила тревогу по поводу национального бедствия на дороге. Все силы и средства задействовал Департамент ОБДД МВД России, чтобы изменить отношение государства и общества к проблеме. Сегодня уже можно говорить, что решение проблем безопасности дорожного движения в стране возведено на государственный уровень. Впервые в истории этот вопрос рассмотрен на Президиуме Госсовета ЯФ, принята Федеральная целевая программа по безопасности дорожного движения. Она охватывает все основные стороны работы по обеспечению БДД.

Одна из задач, поставленных в Программе, — воспитание сознательного отношения участников дорожного движения к закону дороги. И вполне объяснимо, почему эта задача в первую очередь касается всего корпуса пропагандистов — высшего боевого соединения ГИБДД, которое способно результативно действовать на всех направлениях. Эта задача, по-моему, очень точно передана в словах: «Один толковый пропагандист может сделать больше, чем сотни заполненных административных протоколов».

Именно потому, что многократно усложнилась наша задача, на ее выполнение — обеспечение безопасности дорожного движения — направлен весь арсенал современных средств. Прежде всего — работа со СМИ и привлечение широкой общественности.

Что сделано в этом направлении? Регулярно руководство Департамента ОБДД МВД России проводит встречи с журналистским сообществом для освещения хода реализации мероприятий Программы. Так, за 2006 г. было подготовлено и при участии сотрудников Департамента вышло в свет 544 материала: на телевидении — 156 выступлений, на радио — 57 и в печати — 331. В 2006 г. были организованы и проведены 4 пресс-конференции в ИТАР-ТАСС. Закрепилась практика ведения постоянных рубрик и тематических программ в СМИ (в журнале «Итоги» — рубрика «Де юре», в журнале «За рулем» — раздел «Безопасность. Прямая линия. Редакция — ДОБДД», в газете «Комсомольская правда» — спецприложение «Автомобили», в журнале «АвтоМир» — рубрика «Мнение эксперта», совместный проект с телекомпанией НТВ — «Главная дорога», радиостанция «Авторадио» — программа «День шофера»). Большим подспорьем в ведении пропагандистской работы для сотрудников ГИБДД стало всероссийское ведомственное издание «Stop-газета». Здесь публикуются методические рекомендации, информационные материалы с совещаний, конференций, форумов. Газета широко освещает региональный и международный опыт в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Для разъяснения позиции Департамента по тем или иным вопросам проводятся «круглые столы» с участием знаменитых людей, встречи с главными редакторами центральных средств массовой информации.

Весь 2006 г. для нас прошел под знаком обмена мнениями министра внутренних дел генерала армии Р.Г. Нургалиева, начальника ДОБДД МВД России генерал-лейтенанта милиции В.Н. Кирьянова с руководителями органов законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ, с участниками дорожного движения.

Российская милиция на деле доказывает: мы открыты для всех, наша служба создана во имя и для блага народа. И еще раз хочу подчеркнуть — огромная роль в формировании сознания наших соотечественников по отношению к ГИБДД, к законам дороги возлагается на пропагандистов. К сожалению, мы сами, «генералы и рядовые» пропаганды, пока не полностью перестроились. И на это нам справедливо указал наш министр.

Службе пропаганды Госавтоинспекции — 75 лет. Все эти годы пропагандисты занимаются профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма. Эта работа особенно плодотворно идет в отрядах юных инспекторов движения, которые существуют почти 34 года. Дети, их травматизм — наша общая боль. И забота об их безопасности — одна из главнейших задач.

Реализация мероприятий ФЦП значи­тельно расширила рамки и масштаб профилактической работы в интересах детства. Увеличилось количество общероссийских акций, впервые был проведен Межгосударственный слет юных инспекторов движения с участием делегаций стран СНГ. В составе делегаций на слет были приглашены руководители подразделений пропаганды Госавтоинспекции, юные инспекторы движения. В рамках слета состоялся семинар-совещание с руководителями подразделений пропаганды Госавтоинспекции стран СНГ и субъектов Российской Федерации по вопросам предупреждения аварийности с участием детей и подростков.

Позитивные сдвиги наметились в нашей совместной работе с Министерством образования и науки по увеличению количества часов, отведенных на обучение детей основам безопасности на дорогах. В этой связи прямая задача службы пропаганды — найти более тесный деловой контакт с органами образования, комитетами по делам молодежи на местах.

Возвращаясь к юидовскому движению, хочу сказать, что оно развивается во многом благодаря тесному сотрудничеству МВД России и Минобрнауки России, взаимодействию пропагандистов ГИБДД с педагогами школ. Вместе мы можем сделать многое.

Во многих регионах России проводятся профильные смены юных инспекторов движения. Возродились такие смены на базе Всероссийского детского центра «Орленок». И безусловным праздником для всех юидовцев остаются конкурсы «Безопасное колесо» — детище службы пропаганды Госавтоинспекции.

Проводимые мероприятия позволили стабилизировать ситуацию с детским дорожно-транспортным травматизмом в стране. В 2006 г. по сравнению с 2005 г. общее

количество ДТП с участием детей и подростков до 16 лет снизилось на 2,2%, число погибших и раненых — на 4,8%. Надеемся, эти цифры будут снижаться и дальше.

Развиваются, совершенствуются информационные технологии, совершенствуется и вся работа службы пропаганды. Сегодня ее развитие идет в двух равнозначных направлениях: воздействие на массовое сознание и воздействие на конкретного человека. Лидеры службы пропаганды Госавтоинспекции и здесь задают тон.

Широко используются сотрудниками службы возможности визуального воздействия, в том числе — видеозапись. О высоком уровне этой работы говорит хотя бы такой факт: видеоклип по профилактике БДД омских пропагандистов, представленный на I Глобапьной неделе безопасности дорожного движения ООН в Женеве, получил диплом.

Свои телестудии имеют управления ГИБДД в Архангельске, Кирове, Краснодаре. Их программы по безопасности дорожного движения — профессионально выверены, оперативны.

Своеобразно используют возможности телевидения пропагандисты Татарстана. Видеосюжеты о наказании в судебном порядке неплательщиков административных штрафов были неоднократно показаны в телепрограммах. Количество задолжников сразу пошло на убыль.

Всеобъемлющий охват работы с детьми и постоянные новшества в работе — «конек» ростовских пропагандистов. Сейчас у ростовчан новая идея — совместно с Министерством образования и науки области создают экспериментальные площадки на базе образовательных учреждений. Здесь идет наработка инновационных программ, форм, методов работы по детской безопасности. Оправдавшие себя инновации станут достоянием всей области, а затем и страны.

Сахалинская область — одна из первых в России, где в полной мере проводятся идеи Всемирного партнерства дорожной безопасности.

Объединение страховых компаний, учреждений здравоохранения в реабилитации детей, пострадавших в ДТП, проводят пропагандисты Управления ГИБДД МВД по Удмуртской Республике.

При содействии службы пропаганды УГИБДД ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области продолжается профессиональная подготовка молодых пропагандистов в Санкт-Петербургском университете МВД РФ.

В русле задач I Глобальной недели безопасности ООН осуществляется проект пропагандистов Краснодарского края: использование мобильных телефонов в пропаганде безопасности дорожного движения. Если считать, что «мобильниками» у нас в основном пользуется молодежь, главный объект этого проекта — именно молодые люди. Сейчас SMS-проект получил свое дальнейшее развитие: создается версия сайта для владельцев карманных компьютеров.

УГИБДД ГУВД по Московской области начало проводить мастер-классы по повышению профессионального мастерства пропагандистов и журналистов Подмосковья.

Широкое распространение получила социальная реклама безопасного поведения на дороге.

Для разъяснения участникам дорожного движения целей и задач ФЦП, важности вопросов сокращения травматизма на дорогах в 2006 г. во всех субъектах Российской Федерации выпущены памятки, плакаты, буклеты, брошюры общим тиражом 10 тыс. экземпляров. Впервые в 2006 г. издана полная, трехтомная история ГИБДД «Золотая книга Госавтоинспекции».

Федеральная целевая программа поставила перед нами задачу огромной важности — сокращение к 2012 г. смертности на дорогах страны в полтора раза. Выполнение этой задачи требует в первую очередь кардинальной перестройки сознания самих пропагандистов, повы­шения их профессионализма, высокой сознательности, высокого публицистического накала каждого выступления в средствах массовой информации, каждого проекта, акции, мероприятия.

Так что горизонт всегда впереди.

Возврат к списку