Этика вождения и профессиональная этика водителей

Публикация в 12 номере 2014

Мы редко задумываемся над таким понятием, как этика вождения и культура поведения человека за рулем. Часто ошибочно полагаем, что для безопасного и надежного вождения достаточно лишь обучиться в автошколе, получить водительское удостоверение и проехать пару тысяч километров на автомобиле. Но, как показывает практика, для обеспечения безопасного вождения этого крайне недостаточно. При управлении транспортным средством водитель наряду со знаниями, умениями и навыками, не всегда даже осознанно, использует психические установки (нарушать – не нарушать, уступать дорогу другим ТС – не уступать, помогать в беде – не помогать), суждения (я еду на роскошной иномарке и мне все должны уступать дорогу, или мы все равны), убеждения (я хорошо вожу машину, или мне надо быть осторожнее в силу недостаточного опыта).

Указанные составляющие отражают отношение водителя к коллегам, пешеходам, требованиям нормативных правовых актов. Все это в совокупности составляет основу профессиональной культуры вождения.

Не стоит также забывать, что сложность в таком понятие, как профессиональная этика вождения, ее значение и ответственность за ее нарушение не закреплены ни в одном нормативном правовом акте. Следовательно, каждый человек руководствуется своими внутренними, субъективными убеждениями и установками. Среди всех факторов, лежащих в основе дорожно-транспортных происшествий, главную роль, несомненно, играет поведение людей. Подавляющее большинство дорожно-транспортных происшествий происходят по вине людей и носят преднамеренный характер. Выезд на встречную полосу, нахождение за рулем в состоянии алкогольного опьянения, проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение правил проезда перекрестков, превышение установленной скорости движения – все эти нарушения обусловлены субъективно-личностным фактором.

Ни для кого не секрет, что водители с разным темпераментом по-разному ведут себя и за рулем. Различают четыре основных темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

Сангвиник – человек быстрый, подвижный, с легкой сменой настроения. Он быстро переключается от одного вида деятельности к другому, хорошо справляется с задачами, требующими быстрой сообразительности, отличается оптимизмом, общителен.

Сангвиник хорошо проявляет себя в условиях оживленного дорожного движения, но недостаточно устойчив к монотонным раздражителям, поэтому при однообразном движении на длинных прямых участках дороги в условиях однотипного ландшафта велика вероятность его засыпания. Водители с преобладанием черт сангвинического темперамента надежнее в качестве водителей автобусов и менее надежны на дальних перевозках.

Флегматик – человек медлительный, уравновешенный, спокойный. Флегматик долго и обстоятельно обдумывает предстоящие действия, принятые решения выполняет точно и в срок, с трудом переключается на другой вид деятельности.

Уравновешенность и спокойствие флегматика, высокая выносливость к монотонным раздражителям делают его весьма выносливым водителем в условиях дальних рейсов (категория С, Д). В связи с низкой пластичностью и медлительностью психической деятельности принятие решений флегматик затягивает, что затрудняет его действия в аварийных ситуациях, протекающих в условиях дефицита времени.

Меланхолик – человек со слабыми нервными процессами, тяжело переживает трудности жизни, нередко замкнут, необщителен, его движения медлительны, однообразны, сдержанны. Человек с таким темпераментом отличается нерешительностью, пассивностью, вялостью. Меланхолик наименее пригоден для деятельности водителя, так как в сложной обстановке он демонстрирует нерешительность, колебания, растерянность, страх. Такой водитель делает много лишних торможений, «шарахается от каждого столба», что также создает рискованные ситуации на дороге и может быть причиной ошибок и ДТП.

Холерик – человек с сильными, быстрыми реакциями, эмоционально легко возбудим, склонен к бурным, неадекватным эмоциональным вспышкам, исключительно активен, но недостаточно сдержан и не дисциплинирован.

Среди лиц, превышающих скорость, большую часть составляют холерики. Характерный стиль вождения холерика – быстрый старт, резкое торможение. Постоянный контроль и самоконтроль позволят холерику стать хорошим водителем.

Но независимо от темперамента, многие водители пренебрегают негласными принципами культурного вождения, что, несомненно, увеличивает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий. Часто основной причиной большого числа трагедий на дорогах становится низкий уровень дисциплины как водителей, так и самих пешеходов. В этой связи снижение уровня смертности и дорожно-транспортного травматизма возможно, если у всех участников движения – водителей, пассажиров, пешеходов сформирована культура ответственного поведения.

В современном обществе практически забыто такое понятие, как этика вождения, уважительное отношение на дороге. Если вы за рулем более десяти лет, то не составит труда вспомнить время, когда все водители были коллегами. Почему мы забыли, что у автовладельцев принято помогать друг другу – уступать дорогу, если просят, подсказывать правильный маневр, предупреждать об опасности, помочь припарковаться, в конце концов? Не зря водители придумали язык жестов – неписаное правило, которое передается от одного к другому, от более опытного автолюбителя к новичку.

К сожалению, в настоящее время недостаточно внимания уделяется формированию культуры вождения. В новой примерной программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств, утвержденной приказом № 1408 от 26.12.2013 г. Министерства образования и науки предусмотрено лишь два часа по теме «Этические основы деятельности водителя». И этого, конечно, недостаточно при подготовке молодых водителей.

Если рассматривать категорию молодых водителей, то можно сказать, что им присущ более агрессивный стиль вождения и нарушения Правил дорожного движения. Действительно, трудно себе представить, чтобы водитель, умудренный богатым профессиональным опытом или отличающийся высокой культурой, участвовал в скоростном соперничестве. Или несся с немыслимой скоростью по встречному направлению. Но достаточно часто можно видеть, как молодые по возрасту водители устраивают гонки. К глубокому сожалению, это не всегда заканчивается благополучно. Особенно когда начинается спор, чья машина круче и мощнее. Завершением таких гонок может стать не только победа в соперничестве, но и трагедия.

Как правило, стиль вождения водителей, нарушающих Правила дорожного движения, носит агрессивный характер. Для агрессивной манеры вождения характерна склонность к риску, типично стремление сознательно идти на обострение во взаимодействии с другими участниками движения. Такой водитель постепенно повышает уровень риска. Со временем он начинает воспринимать опасность как нечто обычное и даже должное. Рискованный стиль вождения закономерно ведет к ДТП, возникающим чаще всего в условиях взаимодействия участников движения: при обгонах, объездах, маневрировании, на перекрестках и др.

Факторами, вызвавшими проявление рискованного, враждебного поведения на дороге, могут быть заторы дорожного движения, неожиданный обгон, нарушение скоростного режима, создающее помехи свободному движению и др. Состояние фрустрации и желание избежать возникшей ситуации могут вызывать у водителя вспышки гнева и кратковременную потерю контроля над собой.

Как по внешним признакам управления транспортным средством можно определить агрессивный стиль вождения? Как правило, такое управление отличается резким стартом и торможением, резкими входами в поворот, необоснованным ускорением, частыми перестроениями с одной полосы на другую, так называемой игрой «в шашечки». Такие автолюбители ошибочно считают подобный стиль вождения спортивным, но эта агрессия не имеет никакого отношения к спорту. Настоящие мастера спортивного вождения передвигаются на автомобиле быстро и стремительно, но все их движения точны и просчитаны до мелочей. На дороге такие водители безопасны и не привлекают повышенного внимания.

Многие водители пытаются самоутвердиться на дороге за счет «крутизны» марки автомобиля, мощности его двигателя, сопровождая свое передвижение по дорогам бравадой, напористостью. Часто владельцы таких авто не скупятся на оскорбления других: виноватым у них может быть каждый встреченный на пути автомобиль или пешеход. Даже стоящих на светофоре других водителей они могут принять за соперников в гонке и отличиться резким, шумным стартом. Если же они едут по ночным улицам, то могут разогнать автомобиль до огромной скорости. Для них характерна высокая требовательность ко всему, в первую очередь в том, чтобы им всегда уступали. Безусловно, говорить об интеллектуальном, культурном, профессиональном благополучии этих водителей не приходиться. Ошибочно ждать от них благородных поступков. Воспитывайте в себе снисходительное отношение к таким участникам движения.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что на культуру водителя оказывает влияние множество различных отрицательных и положительных факторов. Каждый день по дорогам проезжает огромное количество автомобилей, в каждом из которых за рулем находится человек со своим характером, установками, ценностями и видением жизни. У каждого найдется причина, объясняющая проявление агрессии на дороге и неуважение к другим участникам движения. Один опаздывает на совещание, другой старается успеть довести близких в аэропорт, а третий в принципе всегда недоволен жизнью.

Так как же следует вести себя за рулем, чтобы не создавать аварийных ситуаций и в целом быть культурным на дороге по отношению ко всем участникам движения?

Среди множества правил культурного вождения, пожалуй, можно выделить следующие основные.

- Соблюдайте Правила дорожного движения, чтобы не провоцировать агрессию на дороге. Это базовое правило, которое ко всему прочему закреплено законодательно. Все знают, что за нарушение Правил дорожного движения предусмотрена не только административная, но в некоторых случаях и уголовная ответственность.

- Предупреждайте водителей об опасности, увиденной вами. Спущенное колесо, открытый лючок топливного бака – культурный водитель всегда обратит внимание другого на увиденные со стороны неполадки автомобиля.

- Всегда благодарите других, которые уступили вам дорогу, о чем-то предупредили или просто помогли. Вспомните, как вам бывает неприятно, когда вы уступаете дорогу водителям, которые в ответ не моргнут «аварийкой» в знак благодарности.

- Если обгоняющий вас автомобиль, выехав на встречную полосу, не успевает закончить маневр из-за препятствия по ходу движения, не следует выжимать педаль газа, чтобы проучить торопливого водителя, мешая ему перестроиться обратно в ряд. Только задумайтесь: ваш урок может стоить не только его жизни, но и других водителей, следующих во встречном направлении. Просто немного притормозите, дав водителю возможность сориентироваться и успеть вернуться на свою полосу.

- Не нервничайте и не реагируйте агрессивно! Красные сигналы светофора, нерасторопные пешеходы, переходящие в неположенном месте, водители, подрезающие всех подряд, играя в «шашечки» на дороге, несомненно, вызывают раздражение и провоцируют проявление ответной агрессии. Не уподобляйтесь им. Спокойно сосчитайте про себя до десяти и сделайте глубокий вздох. Научитесь прагматично вести себя в любой ситуации.

Все люди разные, но все мы ради всеобщего блага должны вести себя культурно, адекватно и быть вежливыми по отношению к окружающим и друг к другу. Удачи на дорогах! Помните, что ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

ЯЗЫК ЖЕСТОВ ВОДИТЕЛЕЙ

  • Во избежание ослепления светом фар переключайте свой дальний свет на ближний, приглашая к тому же водителя встречной машины;
  • если обгоняющая машина не сможет завершить обгон из-за препятствия, либо рукой, либо световым указателем поворота предупреждайте коллегу о возможной опасности;
  • при разъездах на пересечениях равнозначных дорог показывайте жестами, кто должен проехать первым;
  • водитель, стоящий у открытого капота и голосующий, нуждается в технической помощи. Если он с ведром или канистрой - ему нужен бензин. Остановитесь, если есть несколько свободных минут, и помогите. Вы можете завтра оказаться в похожей ситуации;
  • если впереди затор (особенно это актуально на скоростных трассах), то для предупреждения водителей, едущих сзади (чтобы они успели своевременно затормозить), включайте «аварийку» (выключить, когда водитель сзади остановится);
  • одно короткое мигание дальним светом - "обрати внимание" или "понял"; два коротких - "снижай скорость, впереди опасность", несколько коротких - "пропускаю".

Научный сотрудник ФКУ НИЦ БДД МВД России старший лейтенант полиции А.Д. Гордеева

Наверх

Возврат к списку

август 2021

Назначения

Подписка на издание в любом почтовом отделении России

«Каталог российской прессы» (красный) подписной индекс: 11440

Onliine-подписка на сайте pochta.ru

Мы в соцсетях:

  

Наши друзья
LLL

Модуль 'Реклама, баннеры' не установлен.

Межрегиональная ассоциация автошкол



prop2.jpg

Последние новости


slowdown_banner.png

Практические советы



Создание сайта
веб студия «Модуль»