В наступление - по всему пропагандистскому фронту!

Сергей Никонович Зайчиков, полковник милиции в отставке, бывший заместитель начальника ГУГАИ МВД СССР

Назначение начальником Управления ГАИ МВД СССР Валерия Витальевича Лукьянова и последующие пятнадцать лет его руководства службой оставили заметный след в совершенствовании форм и методов обеспечения безопасности дорожного движения.


Именно в эти годы в нашей стране началась настоящая широкая автомобилизация. Значительно выросло ежегодное производство легковых автомобилей, увеличился выпуск мощного грузового транспорта, а с ними повысилась и интенсивность, напряженность движения. Это стало негативно сказываться на состоянии аварийности на дорогах и улицах, тяжести ДТП. Статистика второй половины шестидесятых зафик­сировала в период с 1966 по 1970 гг. около полумиллиона ДТП и почти 118 тысяч погибших на дорогах, что никоим образом не устраивало общественное мнение.


В июне 1968 года был принят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об усилении административной ответственности за нарушение Правил движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам и правил пользования транспортными средствами». Можно назвать еще целый ряд документов тех лет, которые соответственно потребовали наполнения новым содержанием всей деятельности Госавтоинспекции, в том числе и такого ее направления, как пропаганда безопасности дорожного движения. Будучи одним из заместителей В.В. Лукьянова, я курировал эту работу и практически находился в гуще всех пропагандистских новаций.


В основе пропагандистской работы того времени лежал ряд нормативных актов, основанных на правительственных документах. И в первую очередь — на Положении о Государственной ав­томобильной инспекции МООП РСФСР от 20 декабря 1963 года, а впоследствии — Положении об УГАИ МВД СССР, утвержденном приказом МВД СССР от 5 июня 1970 года.


В декабре 1969 года приказом МВД СССР было утверждено «Наставление по надзору за движением транспорта и пешеходов». Этот документ, в частности, обязывал начальников органов внутренних дел выступать в печати, по радио, телевидению и перед трудовыми коллективами по вопросам безопасности движения, а на аппараты ГАИ, располагавшие всей информацией об аварийности, возлагалась основная ответственность за действенность и качество пропаганды БДД.


И эта работа развернулась широко и повсеместно. Приведу такие цифры. Если в 1969 году в центральных газетах и журналах было опубликовано всего 45 материалов по безопасности дорожного движения, в 1973-м — 437, то в 1978 году — более 1250. И это, подчеркну, лишь в центральной прессе! В таких популярных, многомиллионным тиражом выходивших газетах, как «Известия», «Социалистическая индустрия», «Советская Россия» и других, появились специальные рубрики: «ГАИ сообщает», «Разъясняет ГАИ» «Автоклуб «Счастливого пути!», «Осторожно: красный свет!», «Внимание: на дорогах дети», «За безопас­ность движения» и им подобные. Не стояли в стороне от проблем пропаганды БДД и такие журналы, как «Крокодил», «За рулём», «Здоровье». Мне самому приходилось регулярно выступать в прессе со статьями, посвященными анализу дорожно-транспортных происшествий, разъяснению принимаемых нормативных актов, давать интервью по вопросам взаимоотношений между автоинспектором и водителем и т.п. Аналогичная картина наблюдалась и в местных органах печати — руководители Госавтоинспекции были желанными гостями в редакциях, постоянными авторами.


А ведь кроме газет и журналов с нами активно сотрудничали журналисты, как теперь говорят, электронных СМИ — радио и телевидения. Постоянным участником различных телепрограмм был Валерий Витальевич Лукьянов, да и его заместители — Иван Степанович Храпов, Энгельс Михайлович Ваулин и я — хорошо знали маршруты к телевизионщикам в Останкино и в радиостудии Всесоюзного радио. Нередко, будучи в командировках, мы давали интервью местным СМИ.


Год от года пропагандистские кадры ГАИ крепли, разворачивались, как говорится, по всему фронту работ. Как следствие — к нам в УГАИ с мест поступали вместе с их отчетами дельные предложения о совершенствовании форм и методов пропаганды.


На страницах «STOP-газеты» я с удовольствием вижу имена тех, кто вспоминает о далеких уже шестидесятых-семидесятых годах, когда руководители и пропагандисты ГАИ тормошили и общество, и властные структуры своими инициативами, доказывали, что за безопасность на дорогах надо бороться сообща.


Ведь именно тогда эффективно заработали во многих регионах страны комиссии по безопасности дорожного движения, которые координировали деятельность различных ведомств и предприятий в масштабах республик, краев и областей, планировали различные мероприятия, результатом которых становилось и повышение дисциплины водителей, и улучшение дорожных условий, и рост культуры поведения участников движения.


Помнится, хороший опыт был накоплен в Ростовской области. Там в комиссию вошли руководители территориального транспортного управления, областных управлений коммунального и сельского хозяйства, строительства и ремонта автодорог, отдела народного образования, филиала института ГипроДорНИИ, обкома ДОСААФ, УВД и еще целого ряда органов и организаций. Возглавлял комиссию заместитель председателя облисполкома. Его правой рукой был заместитель начальника УВД. О работе комиссии, вопросах, которые выносились на рассмотрение, обстоятельно сообщали радио, телевидение и пресса. Комиссия организовывала проведение месячников и сезонных смотров безопасности дорожного движения, конкурсов, о ходе и результатах которых сообщалось в средствах массовой информации.


Большой популярностью пользовались различные телевизионные конкурсы, викторины, показ финалов различного рода соревнований по вопросам безопасности дорожного движения. На центральном телевидении особо популярен был цикл передач, в которых разъяснялись новые Правила дорожного движения. Старшее поколение наверняка помнит передачу Всесоюзного радио «Красный! Желтый! Зеленый!». В 1973 году Главная редакция информационной программы «Маяк», где готовилась эта передача, получила около 4,5 тыс. писем. Так вот две трети из них — составляли отклики именно на эту передачу. Идя навстречу пожеланиям слушателей, «Маяк» увеличил периодичность передачи с трех до четырех выпусков в месяц.


Популярной среди детей была ежемесячная получасовая программа «Зеленая волна», которая в игровой форме разъясняла правила поведения на улице, рассказывала о работе водителей и сотрудников Госавтоинспекции, об истории развития городского транспорта и о многом другом, что связано с автомобилем и дорогой.


Должен заметить, что в те годы для сотрудников-пропагандистов едва ли не самой главной в их деятельности стала проблема детского дорожно-транспортного травматизма. Прежде всего, такое понимание шло из УГАИ. Мы тщательно анализировали причины тяжких последствий ДТП, разрабатывали различные меры по укреплению водительской дисциплины на автопредприятиях, распространяли опыт взаимодействия инспекторов и народных дружин, общественных постов ГАИ. Но все это делалось в кругу, так сказать, взрослых людей, где с нарушителя можно потребовать, опираясь на закон, четкого и неукоснительного выполнения его предписаний. А вот детская категория особая. Уличные шалости, приводившие к травмам и гибели, в значительной степени являются следствием непонимания ребенком той опасности, которой грозит автомобиль, отсутствием четкого осознания, что у дороги есть свои строгие правила, которые необходимо соблюдать.


Где ребята должны постигать премудрости «дорожной грамоты», кто обязан прививать им навыки осторожного и дисциплинированного поведения на улице? Началом решения этой проблемы можно считать 1967 год, когда было признано целесообразным изучение в школах и профтехучилищах Правил дорожного движения.


В 1969 году было принято постановление Совета Министров СССР об обучении учащихся старших классов общеобразовательных школ автоделу. В соответствии с этим постановлением в утвержденной программе трудового обучения можно было вводить курс «Автодело» объемом более 450 часов. Сверх сетки учебных часов 50 часов отводилось на индивидуальное обучение практическому вождению автомобиля.


Приобщая старшеклассников к практическому изучению автомобиля и Правил дорожного движения, мы не забыли и о школьниках младших классов.


Особое место в обучении детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах заняли автогородки. Пропагандисты Госавтоинспекции были самыми активными инициаторами их строительства. В числе первых и самых интересных был автогородок в Ростове-на-Дону, ставший впоследствии знаменитым на всю страну Автоградом. К его возведению приложила, образно говоря, и руку, и голову, и сердце пропагандист Стелла Шамарина.


Кстати, к 1981 году в стране было построено 445 детских автогородков, где законы поведения на улицах в игровой форме изучали тысячи и тысячи юных граждан страны, начиная с дошкольного возраста. Наряду с ростовским, получили известность такие городки в Калуге, Ленинграде, Перми, Кировабаде, Симферополе. Помогала этому и всесоюзная игра-викторина «Светофор», которую УГАИ МВД СССР проводило совместно с редакцией газеты «Пионерская правда». В ней приняли учас­тие почти 5 миллионов школьников.


При непосредственном участии пропагандистов ГАИ в ряде школ возникли первые отряды юных инспекторов движения ЮИД. В 1973 году Секретариатом ЦК ВЛКСМ, Коллегией МВД СССР и Коллегией Минпроса СССР было принято решение о повсеместном создании отрядов ЮИД. Главная задача ЮИД — активное участие в пропаганде ПДД среди детей и подростков и предупреждение нарушений этих правил. Организация отрядов ЮИД получила широкое распространение, в 1978 году по стране их насчитывалось около 36 тысяч. В конце сентябре 1975 года в пионерском лагере «Орленок» был созван первый Всероссийский слет ЮИД, туда в порядке поощрения получили путевки 870 школьников — активных членов отрядов, которые побеждали на региональных слетах.


Рамки газетной публикации, к сожалению, не дают возможности раскрыть все направления пропагандистской работы, рассказать о том, какое множество мероприятий было и придумано, и с успехом проведено.


Напомню еще о двух из них.

В 1971 году мы провели первую Всесоюзную выставку плакатов и других средств массовой пропаганды Правил дорожного движения. На 240 планшетах было представлено свыше тысячи плакатов и другой изобразительной продукции. Среди посетителей было немало руководителей партийных и советских органов, комсомола, министерств и ведомств, представителей творческих союзов, деятелей просвещения. Более 8000 тысяч человек ознакомились с солидным арсеналом средств по предупреждению дорожных происшествий и детского транспортного травматизма, используемых в агитационной работе. Кроме плака­тов на стендах были представлены настольные игры и красочные книжки, кинофильмы и макеты автодромов, сувениры в специальном оформлении и аттракционы. Выставка показала, что плакатная пропаганда бесспорно шагнула вперед. Образы стали ярче, рисунки колоритнее, а сопроводительные надписи короче, доходчивее, просто интереснее.


Еще одно памятное яркое событие — первый Всесоюзный рейд «Скорость», проведенный с 1 по 10 июля 1977 года. К тому времени в практику подразделений Госавтоинспекции прочно вошла такая эффективная форма, как проведение совместно с общественными организациями весенне-летних и осенне-зимних смотров безопасности дорожного движения. Они повышали активность учреждений и предприятий в борьбе с аварийностью, привлекали внимание общественности к данной проблеме. В смотрах участвовали более двадцати союзных и союзно-республиканских министерств и ведомств, а также профсоюзные и комсомольские комитеты.


Проведение рейда «Скорость» в разгар летнего сезона было продиктовано необходимостью напомнить любителям быстрой езды, что их лихачество, пренебрежение рекомендациями госавтоинспекторов чревато тяжкими последствиями. К участию в рейде были привлечены внушительные силы общественности. Так, в небольшом Переволоцком районе Оренбургской области в рейде участвовало свыше 120 членов общественных постов ГАИ на двадцати трех личных автомобилях. Около школ дежурили десятки юных инспекторов движения. Десятки тысяч добровольных помощников ГАИ вышли на дороги буквально всех регионов. Конечно же, в обычные дни такой массовой мобилизации общественности мы осуществить не можем. Результаты декады рейда превзошли все ожидания. За это время по сравнению с соответствующим периодом прошлого года число ДТП уменьшилось почти на 17%.


Все упомянутое — наш золотой фонд. Его нельзя забывать, нужно не только беречь, но и развивать и совершенствовать дальше новому поколению пропагандистов безопасности дорожного движения, которым я искренне желаю успехов в их деятельности!

Возврат к списку