От кукольного театра до интернета

Александр Сергеевич Пешков, начальник отдела пропаганды БДД ГУГАИ (ГУГИБДД) МВД России в 1996—2000 годах

Своему назначению на должность начальника отдела пропаганды я обязан случаю — ко­мандировке вместе с начальником ГУГАИ в Ирландию. Вскоре после этого Владимир Александрович Федоров вызвал в свой кабинет и сказал, что хочет видеть меня во главе отдела пропаганды, поскольку там образовалась вакансия. Не знаю, какие качества разглядел во мне начальник главка, но, несмотря на то, что я по всей предыдущей работе был, можно сказать, чистым «технарем», предложение было сделано. Дня три я размышлял, советовался с Михаилом Александровичем Сафроновым, который обещал мне поддержку в овладении всеми премудро­стями пропагандистской работы, и в конце концов согласился. В принятии решения сыграло свою роль и то обстоятельство, что многих сотрудников этого отдела я знал, общался с ними и понял, что конфликтов у нас в момент «притирки» не должно было возникнуть.

Как оно впоследствии и оказалось. Сафронов помогал, Александр Костров, Владимир Кондаков, Александр Колесников — все содействовали тому, что я очень быстро вкус к этой работе почувствовал.

Особенно к работе пропагандистов с детьми. За многие годы были опробованы самые разные формы, связанные с обучением мальчишек и девчонок дорожной азбуке, правилам безопасного поведения на улице от кукольных спектаклей для самых маленьких до выпуска специальных изданий, таких как газета «Добрая Дорога Детства». Не знаю, как с другими службами, а с ГАИ у детворы установились и давно поддерживаются очень хорошие контакты. Думаю, это благодаря тому, что встречи и с пропагандистами, и с сотрудниками дорожно-патрульной службы, и с другими нашими специалистами дают ребятам знания. И пусть нередко контакты эти возникают в игровой форме, но в их основе вполне реальные, конкретные правила, используемые в жизненных ситуациях, которые и для детей, и для взрослых одинаковы.

ГАИ помогает юным гражданам адаптироваться в сфере дорожного движения. Участвуя в подготовке и проведении различных мероприятий всероссийского масштаба, например, слетов ЮИД, кон­курсов «Безопасное колесо», мне довелось не просто окунуться в живую атмосферу нового для себя направления работы, но и ощутить значимость этой работы для государства. Ведь финальная часть соревнований это лишь завершающий, итоговый этап того, что делалось в течение года. И три сотни мальчишек и девчонок, собравшихся вместе из всех регионов страны, — только капля, малая, десятитысячная часть того легиона подрастающего поколения, которое не только обучается безопасному поведению на дорогах, но и становится его, так сказать, пожизненным пропагандистом.

Сотрудники подразделений пропаганды общими усилиями не только совершенствовали систему проведения соревнований юидовцев, участников конкурса «Безопасное колесо». Искали и наиболее удобные места для проведения соревнований. На несколько лет перешли от практики чередования регионов, принимающих финалы, к постоянному базированию финалистов в Краснодарском крае, во Всероссийском детском центре «Орленок». Потом вернулись к практике смены регионов, поскольку стало ясно, что это довольно серьезная нагрузка и на коллектив лагеря, и на сотрудников Краснодарской ГАЙ и других организаций края, которые были задействованы в наших мероприятиях. Хотя детворе, конечно, интереснее побывать на море.

Детская компонента пропагандистской работы развивается постоянно. Думаю, что со временем, например в «Безопасном колесе», наряду с велосипедистами появятся и картингисты. Эта техника больше привлекает ребят нового поколения, она ближе к миру автомобилей.

Еще одно важное направление пропагандистской работы — это социальная реклама по линии БДД. Она не только для меня, но и для многих моих коллег была делом новым, поскольку требовала совершенно иного подхода к содержанию информации, которую мы доводили до уча­стников движения, создания оригинальных — особенно с помощью кино, радио и телевидения — сюжетов, воспитывающих и пешеходов, и водителей, и самих сотрудников Госавтоинспекции. Мы с подачи Федорова долго писали концепцию социальной рекламы ГАИ, а потом принялись воплощать ее в жизнь, пригласив для этого дела большую группу журналистов и специалистов по рекламе. Первые результаты работы в этом направлении были рассмотрены в рамках 1-го Всерос­сийского конкурса телерадиопрограмм по безопасности дорожного движения, который мы провели в сентябре 1999 года в Казани. Кстати, впоследствии такие конкурсы стали регулярными.

Разумеется, пропагандистская работа значительно шире тех направлений, что я упомянул, и глубже по содержанию.

Взять, к примеру, направление поддержания имиджа службы, укрепления ее авторитета и доверия среди населения к деятельности Госавтоинспекции. Мы в свое время в каждом подразделении, начиная со стационарного поста ДПС, предлагали участникам движения высказать на спе­циальном бланке свое мнение о работе ГАИ. (Бланки были зеленого и красного цвета — соответственно для позитивного и негативного мнения.) Отзывы обобщались, анализировались, делались выводы. Результаты такого опроса публиковали.

Когда у нас появился доступ в Интернет, начальник главка регулярно общался в реальном масштабе времени с народом. Это было интересно для всех общающихся. Характерно, что Владимир Александрович по конкретным жалобам и предложениям тут же принимал решения.

Мы очень скрупулезно создавали журналистский пул, искали сторонников государственного подхода к решению проблем безопасности среди корреспондентов, руководителей теле- и радиоканалов, газет и журналов. Мы проводили большое количество встреч в редакциях печатных СМИ, «круглые столы» по большому кругу проблем, связанных с безопасностью на дорогах.

Возврат к списку