Путешествие по стране "Пропаганда"

Три года назад я, начинающий журналист, репортер одной из краевых газет, подняв трубку служебного телефона, услышал приятный женский голос. Принадлежал он инспектору по пропаганде Управления Госавтоинспекции Краснодарского края капитану милиции Оксане Мищенко, которая пригласила меня принять участие в рейде. Прокатиться летней субботой в сторону моря и написать обо всех злоключениях, которые ждут водителей и их пассажиров на этом пути, показалось достаточно инте­ресным. Услышав положительный ответ, капитан Мищенко голосом, сменившимся на командирский, сказала, что патрульный автомобиль к моему подъезду прибудет ровно в восемь утра. Каково же было мое удивление, когда обещанная патрулька примчала меня в компании коллег из других изданий на аэродром!

Краснодарский край

Через несколько дней чуть ли не все краевые и некоторые федеральные газеты и телеканалы запестрели материалами о проблемах «Джубгинской» трассы. И эта волна не утихала все лето. Вертолетный рейд до сих пор жив в памяти во всех подробностях.

Небольшой эпизод из жизни, который очень ярко говорит о сотрудничестве ГИБДД с журналистами и об отношении службы к выполнению своих обязанностей. Чтобы достойно осветить проблему, пропагандисты не стали ограничиваться рассылкой справок с сухими цифрами. Они организован масштабное мероприятие, эффект от которого превзошел все ожидания. Особенно — ожидания журналистов.

Как удалось выстроить такую четкую систему работы со средствами массовой информации и не ограничивается ли дея­тельность пропагандистов Госавтоинспекции медианаправлением? Поиском верных ответов автор занялся в ходе специального репортажа.

— Много лет назад наше направление работы называлось агитацией и пропагандой, — начала нашу беседу начальник отдела пропаганды Управления ГИБДД ГУВД по Краснодарскому краю полковник милиции Тамара Львовна Савченко. — Сегодня же — только пропагандой, а задач, проблем, вопросов и тем стало во стократ больше.

Что такое пропаганда? В энциклопедическом словаре «пропаганда (от латинского propaganda) — подлежащее распространению и углубленное разъяснение каких-либо идей в обществе в целях формирования у масс определенного мировоззрения». «А для нас главная идея и смысл всего — сохранение жизни и здоровья тех, кто на дороге, — добавила Тамара Львовна. — Вот этому, извините за патетику, мы и служим. И здесь все и всякие формы нужны и важны. Главное «достучаться» до каждого. Коммуникационная составляющая в этом вопросе, конечно же, доминирует. Ведь она формирует сознание. Приведу небольшой, но показательный пример: согласно опросу общественного мнения, в 2000 году положительную оценку работе ГАИ давали 65% кубанцев, а в 2006 году — уже более 80%».

В конце прошлого века наша страна, а вместе с нею и мы пережили бум развития средств массовых коммуникаций: это новые телеканалы, FM радиовещание, Интернет, беспроводная, мобильная связь. Нескончаемое и постоянно растущее число журналов и газет, сайтов заставило Госавтоинспекцию искать новые формы информационного влияния: более направленного, осмысленного, нацеленного на разные социальные слои участников движения.

Концепция этой «политики» основывалась на главных направлениях: информационном, тематическом и рекламном. Специальные оперативные рубрики по безопасности дорожного движения в новостных блоках телерадиоканалов и печатных СМИ очень быстро доводили не­обходимую информацию и формировали общественное мнение по той или иной проблеме, связанной с безопасностью движения на дорогах Кубани. Таких оперативных рубрик сегодня выходит более четырехсот. Только краевые телевизионные каналы два-три, а то и четыре раза в неделю выдают необходимую информа­цию в своих новостных программах.

Сейчас информацию об условиях движения, заторах и маршрутах их объезда, а также правовые комментарии и разъяснение водители Кубани могут услышать только по радио на 6 каналах. Зона их вещания распространяется на всю территорию края! Ежедневно выдается до 50 материалов для оперативных рубрик «23 регион», «Народная пробка», «Автодрайв».

Тематическое направление — это полнокровные радио- и телевизионные программы в жанре аналитики и публицисти­ки, «подборки», «газеты в газете», адресованные порой отдельным социальным группам. Они давали возможность более глубокого, осмысленного и расширенного толкования некоторых проблем в области безопасности движения.

Всего же по краю при поддержке подразделений Госавтоинспекции транслируется 37 специализированных радио- и 33 телевизионных тематических программ. Отделами (отделениями) Госавтоинспек­ции выпускается около 40 подборок. А полки ДПС «Приазовский», «Центральный», ГИБД Д Карасунского округа г. Краснодара, г. Лабинска даже издают собственные специализированные газеты.

От рождения идеи о собственной телестудии в управлении ГАИ до рождения самой студии прошло не более трех лет. Профессиональное оборудование заняло свои места, а за пульты сели квалифицированные сотрудники. Телестудия заработала, и эфир краевых каналов пополнился содержательными сюжетами и проблемными материалами на социально значи­мые темы. В формате подготовленных студией сюжетов и программ разговор идет, как правило, в критическом ключе для тех организаций, структур, ведомств, муниципалитетов, кто еще не включился в решение проблем безопасности дорожного движения, как этого требуют Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения на 2006—2012 гг.» и аналогичная краевая программа, принятая кубанским парламентом.

На самом популярном юга России интернет-портале «YUGA.RU» уже несколько лет выходит тематический блок ГАИ, где ежедневно размещаются оперативная информация, пресс-релизы о проводимых мероприятиях, а также правовые комментарии.

Интернет, «поселившийся» почти во всех компьютерах мира, не обошел стороной и отдел пропаганды. Точнее будет сказать, что сотрудники отдела «прописали» его в своих компьютерах. Уже несколько лет работает официальный сайт управления ГИБДД. Возможность попасть на интернет-страницу Госавтоинспекции края есть и у владельцев мобильных телефонов. Причем информацию можно получить, заглянув на WAP-сайт либо отправив SMS-сообщение по номеру 3223. А вскоре интернет-проект ГАИ логически «закольцуется» подключением к нему владельцев PDA — карманных компьютеров.

С 2005 г., когда была принята Федеральная целевая программа, диалог между Госавтоинспекцией и жителями края стал идти практически в режиме он-лайн. Представители прессы стали «своими» в милицейских кабинетах, а руководители подразделений ГАИ могли с закрытыми глазами найти дорогу в любую редакцию. Только начальники отделов аппарата уп­равления ГИБДД в прошлом году выступали в средствах массовой информации более 200 раз, а главный инспектор ГИБДД края — 82. Серия его обращений к автомобилистам была опубликована всеми (!) газетами Кубани. А в целом ежегодно проходит около тысячи брифингов, пресс-конференций, «круглых столов», «горячих линий». Диалог ведется и в фор­мате интернет-конференций.

Все это позволило создать мощную систему информационного воздействия на население с использованием средств массовой информации. За 10 последних лет количество опубликованных и прозвучавших материалов увеличилось в пять (!) раз и приближается к 30 тысячам.

Долговременное и творческое сотрудничество с краевым отделением Союза журналистов России позволило сформировать свой журналистский пул, который объединяет сегодня более ста человек, имеющих статус члена «Пресс-бюро» и специальное удостоверение. Сегодня их ряды пополняют писатели, художники, профессиональные фотографы, операторы, ученые, креативщики и дизайнеры.

Новое время, новые идеи, новые проекты «вдохновили» и новые подходы в проведении совместного с Союзом журналистов творческого конкурса среди корреспондентов и редакций газет и телерадиокомпаний на лучшее освещение проблемы безопасности движения, имею­щего уже более чем 30-летнюю историю. Если раньше в нем принимало участие 10-15 журналистов, в основном краевых средств массовой информации, то сейчас их число доходит до четырехсот, и больше половины — из периферии. А торжественная церемония награждения победителей традиционно уже несколько лет приурочивается к Дню создания ГАИ — 3 июлями проходит в очень демократичной и неформальной обстановке, позволяющей общаться о руководством ГАИ не только в режиме пресс-конференций. Все это создает атмосферу доверия, взаимопонимания, открытости и творчества.

Проведение различных социально значимых акций, направленных на формирование доверия и взаимоуважения как между участниками движения, так и к службе ГАИ в целом, и пропаганда законопослушного стиля жизни — это результат сотрудничества с журналистским пулом Кубани и ее творческой интеллигенцией.

«Зебра», «Народный инспектор», «Вежливый водитель», «Включите фары», «Автоледи», «Сделаем дороги безопасными» — это лишь часть организованных акций. Уже несколько лет подряд совместно с журналистами «Радио-107» проводится имиджевая акция, в ходе которой радиослушатели передают пожелания и приветы инспекторам дорожно-патрульной службы. Сотрудники, получившие наибольшее число звонков, на торжественном вручении получают ценные призы и подарки по пяти номинациям («Самый добрый», «Самый обаятельный», «Самый веселый», «Самый скромный», «Самый вежливый»), а по итогам года определяются «Народный инспектор» и «Любимчик ГИБДД» среди водителей.

Оригинальные акции проходят и в районах края. Так, совместная акция «Вежливый водитель», устроенная сотрудниками батальона ДПС г. Лабинска и журналистами телекомпании «Лаба», привела в изумление многих водителей Кубани. Организаторы ее вручали подарки тем, кто дисциплинированно вел себя на дороге, поощряя законопослушное поведение. Эта акция, кстати, заняла 1-е место в номинации «Сотрудничество и безопасность» на Всероссийском конкурсе телерадиопрограмм, посвященных безопасности дорожного движения, в 2006 г. В «холодных краях» Кубани сотрудники «северного» полка ДПС совместно с районными отде­лениями ГАИ удивили земляков «снегопадом» листовок, которые выбрасывали из специально снаряженного самолета. Такие же «весточки» от Госавтоинспекции люди получали, проверяя свой почтовый ящик и покупая билеты в общественном транспорте. В этих листовках — обращения главных инспекторов городов и районов к своим землякам.

Известный французский мыслитель XIX в. Густав Лебон, основываясь на психологических исследованиях, отметил, что важнейшим фактором воздействия на сознание человека является наглядная агитация. И конечно же, в пропаганде безопасности дорожного движения эта форма влияния играет немаловажную роль, начиная от обыденных, печатных, но очень важных листовок, памяток, плакатов, брошюр, буклетов, баннеров, транспарантов и заканчивая билбордами, брандмауэрами, лайтбоксами, лайтпостерами, сувенирной, имиджевой продукции и товарами народного потребления.

Шесть лет назад, воспользовавшись нормами Закона о рекламе и получив разъяснение от управления по налогам и сборам Администрации края о подключении экономических и правовых рычагов при изготовлении и размещении наружной и транспортной социальной рекламы, ГИБДД во все органы местного самоуправления направила предложения о выделе­нии средств, получаемых от размещения рекламы, и использовании 5% площадей для социальной рекламы. Параллельно проводились проверки выполнения руководителями автопредприятий требования Приказа Минтранса России от 09.03.1995 г. № 27. В результате ответственные должностные лица «обогатились» почти пятью сотнями предписаний. Более двух десятков из них были направлены в суды.

И дело сдвинулось с мертвой точки. Теперь на Кубани в пять раз увеличилось количество рекламы, пропагандирующей дорожную безопасность. Она составляет 7% всей продукции, размещенной на рекламных щитах. На федеральных дорогах практически через каждые 9-10 км расположен объект социальной рекламы по безопасности дорожного движения.

— Социальная реклама по нашей тематике стала более содержательной, разнообразной и гораздо более креативной — отметила Тамара Львовна. — Это с возможным благодаря тесному сотрудничеству управления ГАИ с профессиональными художниками и дизайнерами. На протяжении нескольких лет мы подбирали новые формы ее разработки. Постепенно удалось сформировать своеобразный банк данных с самыми удачными и креативными эскизами баннеров. В результате мы смогли выработать единую политику.

Кстати, очень часто автору приходится видеть рекламу с тематикой безопасности движения на транспорте: в городских автобусах, троллейбусах, трамваях и даже маршрутных такси. В отделе пропаганды мне пояснили, что ее носителями являются около шестисот единиц об­щественного и грузового транспорта. Примерно одну четвертую часть всей «мобильной» рекламы в крае составляет информация по безопасности движения.

По инициативе краевого управления ГИБДД для снижения числа дорожных происшествий с участием детей на подъездах к школам и детским садам были размещены информационные знаки на желтом фоне: «Внимание! Ограничьте скорость. Дети!» На сегодняшний день за счет средств рекламодателей в крупных городах края, таких как Краснодар, Сочи, Новороссийск, Анапа, Геленджик, Армавир, для привлечения внимания водителей, приближающихся к детским учреждениям, установлено более 200 таких знаков. Пару лет назад автору этих строк пришлось ехать в Анапу. На трассе пристроился «в хвост» «Фольксвагену» с ростовскими номерами. Турист поддал газу и ушел вперед, уже почти скрывшись из виду. Вдруг стоп-сигналы вспыхнули красным огнем и замерли на месте. Подъехав ближе, я увидел, что водитель немецкого народного автомобиля, слегка побледнев, рассматривал металлический муляж патрульного автомобиля, установленный, согласно всем канонам маскировки, у заправочной станции. Вспомнив добрым словом всех, кто был причастен к установке лже-автомобиля, он устремился в путь — наверстывать упущенное время. Через пару километров я обогнал стоящий на обочине тот самый «Фольксваген». Водитель нервно беседовал с сотрудником ГАИ на теперь уже настоящей патрульной машине.

Вот так на наиболее аварийно-опасных участках были установлены 120 муляжей патрульных автомобилей Госавтоинспекции с цветографической окраской в натуральную величину. Они расположены в основном на дорогах, ведущих к побережью Черного и Азовского морей.

Ученые давно пришли к мнению, что для внушения человеку какой-либо информации ее нужно повторить неоднократно. Причем разными способами. Информация правилах безопасности на дорогах в этом ряду — не исключение. Поэтому только в прошлом году более тысячи ра­диоузлов предприятий, вокзалов, других мест массового скопления людей 9 тысяч раз «потрудились» на благо дорожной безопасности, выдавая в эфир типовые обращения к участникам дорожного движения. На помощь им пришли «собратья», работающие в летний сезон на пляжах.

А в начале этого года Госавтоинспекция обратилась к руководству крупных торгово-развлекательных центров и комплексов с предложением о размещении на их территории социальной рекламы по безопасности движения и информировании посетителей о необходимости соблюдения правил управления автотранспортом через свои радиостудии.

Особое место в системе пропаганды безопасности дорожного движения на дорогах занимает работа с самой юной категорией участников движения — детьми. Конечно, только руками сотрудников Госавтоинспекции невозможно уберечь детей от трагедии на дороге. Поэтому, осуществляя эту нелегкую, но крайне ответственную и социально значимую миссию, Управление ГИБДД бок о бок работает с органами исполнительной власти, местного самоуправления, образования и другими ведомствами.

Принятое по инициативе Госавтоинспекции еще в 1994 г. постановление главы Администрации «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», где предусматривались требования к государственным дошкольным учреждениям по организации обучения детей основам безопасности дорожного поведения на улицах и дорогах, и обследования два раза в год позволили добиться того, что во всех школах и детских садах сегодня имеются уголки по безопасности движения. Транспортные площадки с дорожной разметкой оборудованы практически в каждом детском учреждении. И уже больше чем в половине школ края организованы отдельные кабинеты безопасности дорожного движения, а в каждом районе есть «базовая» школа и детский сад. Именно они распахивают свои двери для проведения совместных конференций и семинаров сотрудников ГАИ и педагогических работников. Опыт этих учреждений ежегодно обобщается и распространяется во все школы и детские сады края.

В тесном взаимодействии с сотрудниками пропаганды ГИБДД работают более 500 школьных участковых милиции, в обязанности которых по инициативе Госавтоинспекции внесены вопросы профилактики детского травматизма. Уже несколько лет подряд кроме традиционных форм совместной работы с органами власти Госавтоинспекция участвует в симпозиумах уполномоченного по правам ребенка Краснодарского края, тесно сотрудничает с прокуратурой.

Чтобы обезопасить подростков хотя бы на подходах к школам, в таких крупных городах, как Краснодар, Сочи, Новороссийск, Армавир, на маршрутах движения детей перед началом занятий и после них дежурят педагоги, родители, добровольные помощники Госавтоинспекции.

Каждую осень или 2 сентября в рамках операции «Внимание! Дети» проводится «День безопасности». А в 2005 г. в этот день управление Госавтоинспекции организовало раздачу всем школьникам начальных классов фликеров, позволяющих быть заметным на проезжей части в темное время суток. Управлением ГИБДД совместно с коммерческой фирмой был разработан эскиз специального жилета для учеников, чьи школы находятся рядом с оживленными автомагистралями и работают в две смены.

За время существования краевых со­ревнований ЮИД и профильной смены во Всероссийском ДЦ «Орленок» смогли побывать более трех тысяч лучших юидовцев края, а число их возросло с 7 до 16 тысяч. Многие вчерашние юные инспекторы сегодня служат в ГАИ.

За последние 10 лет в крае определилась четкая тенденция к снижению детского травматизма на дорогах: более чем в 2 раза уменьшилось число погибших и на 20% — количество раненых детей. А процент дорожных происшествий по вине детей сократился с 55 до 35.

С 1995 г. инспекторы по пропаганде безопасности дорожного движения появились в крае во всех отделениях ГАИ городов и районов и в строевых подразделениях. Разработанные УГИБДД функциональные обязанности легли в основу работы каждого.

Сейчас штат пропаганды в крае составляет 96 сотрудников. Почти треть из них сохраняют верность выбранному направлению работы более пяти лет, а пропагандистский стаж нескольких человек перевалил за десяток лет! Это Светлана Попова из полка ДПС «Центральный», Олег Блудов из отдела ГАИ г. Армавира, Елена Семыкина из батальона дорожно-патрульной службы г. Лабинска, Александр Литвиненко из отдела ГИБДД Кали­нинского района, Екатерина Марченко из отдела ГАИ г. Новороссийска, Наталья

Остренинова из ОГИБДД города-курорта Анапа и другие пропагандисты. Большинство имеют высшее гуманитарное образование. Все «новички» проходили и прохо­дят стажировку в отделе пропаганды по специальной программе, разработанной управлением ГАИ. Кроме этого, проводятся ежеквартальные семинары-совещания.

Нынешние семинары — это не просто лекции, это еще деловые игры, мастер-классы, практикумы на базе редакций газет, телевидения, учебных заведений и учреждений дополнительного образования. Те, кому есть чем удивить и поделиться, встречают участников семинаров у себя в районах. Ведь положительный опыт всегда лучше изучать с выездом на место.

Более того, за последние семь лет около 50 инспекторов по пропаганде безопасности дорожного движения прошли курсы повышения квалификации по разным категориям в Москве, Санкт-Петербурге, Ижевске.

Путешествие по стране «Пропаганда» закончилось. Не могу сказать, что это был самый яркий вояж в моей жизни. Но показная яркость здесь вряд ли необходима. В борьбе за безопасность на дорогах больше нужна слаженная целенаправленная работа коллектива увлеченных, преданных своему делу людей, четкая организация, продуманность каждого шага, своевременный анализ результатов и умение принимать нестандартные решения. С этими «компонентами» у пропагандистов как раз все в порядке.

Возврат к списку