Мотоциклы с ABS — безопасное торможение

Компания Bosch является лидером в разработке и производстве антиблокировочных систем ABS. Эти получившие мировое признание системы активной безопасности эффективно используются не только в автомобилях, но и в мотоциклах, актуальность оснащения которых такими системами подтверждается приводимой ниже статистикой.

В течение 2009 г. произошло 18832 ДТП с участием мототехники, (мотоциклов, мопедов, скутеров) в которых погибли 1830 и получили ранения 21622 человек. При этом мотоциклы участвовали в 10772 ДТП, в результате чего погибли 1378 и были ранены 12807 человек. Но и в 2010 г статистика ДТП остается тревожной. За 10 месяцев этого года произошло 19344 ДТП с участием мототехники, приведших к гибели 1805 и ранению 22193 человек. Доля мотоциклов в этих происшествиях составила 9745 ДТП, что стало причиной смерти 1255 и ранений 11415 человек.

Как отметил Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации Виктор Николаевич Кирьянов, с наступлением весны на российских дорогах учащаются ДТП с участием мототехники. «К сожалению, — сказал В.Н. Кирьянов, — как только сходит снег, мы фиксируем резкий всплеск числа ДТП с участием водителей мотоциклов, мопедов, скутеров. В большинстве случаев ими управляют молодые люди, которые за долгую зиму отвыкли от дороги, растеряли навыки вождения, перестали, что называется, чувствовать скорость».

Самой распространенной причиной падения водителей с мотоциклов при аварии является неправильное торможение. Избежать страха перед неизбежным падением с мотоцикла, исключив блокировку его колес, поможет антиблокировочная тормозная система — ABS.

Во всем мире мотоциклы являются участниками большого количества дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями и смертельным исходом. Антиблокировочные тормозные системы могут существенно помочь водителям справляться с критическими ситуациями.

В Европе* в 2008 г. 17% несчастных случаев со смертельным исходом произошло с участием механических двухколесных транспортных средств (4859 смертельных случаев), в то время как в США это значение равняется 14% (5290 смертельных случая), а в Японии — 19% (1163 смертельных случая). В развивающихся странах потери значительно выше, более чем 20% смертельных случаев, произошедших с участием механических двухколесных транспортных средств.

Современные системы безопасности автомобилей внесли значительный вклад в уменьшение дорожно-транспортных происшествий с участием четырехколесных транспортных средств. Однако управление мотоциклом все еще связано с многочисленными рисками, а уровень дорожно-транспортных происшествий с участием мотоциклов остается постоянно высоким по сравнению с другими видами транспорта. Согласно данным Европейского Совета по транспортной безопасности (2002 г.), в Европе риск смертельного случая в дорожно-транспортном происшествии в двадцать раз выше для водителя мотоцикла, чем для водителя легкового автомобиля, проезжающего такое же расстояние.

Принцип действия

Антиблокировочная тормозная система для мотоциклов помогает водителю сбросить скорость или остановить его транспортное средство в критических ситуациях на дороге. Чтобы предотвратить блокировку колес во время торможения, датчики скорости на обоих колесах регистрируют точную скорость вращения. Если возникает риск блокировки колеса из-за слишком сильного торможения или скользкой дороги, гидравлическое устройство ABS уменьшает тормозное давление, создаваемое водителем, и регулирует его таким образом, чтобы колесо продолжало вращаться, но с оптимальным торможением. Это сохраняет гиростатическое действие колеса и поддерживает устойчивость мотоцикла. Даже неопытный водитель теперь может полностью нажать на тормоз, и при этом уменьшится риск падения и значительно сократится тормозной путь транспортного средства.

Вклад ABS в безопасность мотоцикла был подтвержден многочисленными международными исследованиями, что делает ее технологией безопасности с максимально возможными преимуществами для мотоциклов, которые имеются в настоящее время. Анализируя репрезентативную выборку из 228 дорожно-транспортных происшествий с участием мотоциклов из базы данных GIDAS (Немецкого всестороннего исследования ДТП), компания Bosch обнаружила, что примерно 60% происшествий с участием мотоциклов с получением травм или со смертельными случаями в период 2001–2004 гг. были вызваны либо недостаточным, либо слишком сильным торможением, при этом, по крайней мере 26% этих ДТП могли быть предотвращены с помощью ABS. В 2010 г. Институт дорожной безопасности (IIHS) в Соединенных Штатах подтвердил, что мотоциклы с объемом двигателя более 250 куб. см, оснащенные ABS, на 37% реже попадали в аварии со смертельными случаями. В другом исследовании, опубликованном Шведской дорожной администрацией Vagverket в 2009 году, указывается, что 48% всех ДТП с тяжелыми последствиями и смертельным исходом с участием мотоциклов с объемом двигателя более 125 куб. см. могли быть предотвращены с помощью ABS.

ABS BASE — безопасность для всех мотоциклов

Компания Bosch разработала антиблокировочную тормозную систему с электронным управлением и внедрила ее на легковых автомобилях в 1978 г. Уже шесть лет спустя компания начала адаптировать ее для мотоциклов, представив первую систему на рынке в 1995 г. Используя свой многолетний опыт, компания Bosch постоянно уменьшала размер и вес ABS мотоцикла: тогда как первая система весила более 4 кг, последнее, девятое поколение под названием ABS Base весит значительно меньше 1 кг.

Антиблокировочные системы для мотоциклов были обычно основаны на технологии для легковых автомобилей. Однако имеются определенные технические трудности, которые характерны для ABS мотоцикла. Например, значения идеального тормозного давления на переднее и заднее колеса во время торможения отличаются более существенно, чем в легковых автомобилях, из-за более значительных динамических изменений в нагрузке на колеса. Кроме того, переднее колесо мотоцикла оказывает большее воздействие на устойчивость двухколесного транспортного средства — применение большого тормозного усилия на переднее колесо может вызвать поднятие заднего колеса с риском переворачивания мотоцикла. Все эти требования должны учитываться при разработке аппаратного и программного обеспечения ABS, чтобы обеспечить надежное торможение при различных условиях дорожного движения и различном состоянии дороги.

Последняя ABS Base компании Bosch — поступившая в серийное производство в 2010 г. — была специально разработана для соответствия требованиям мотоциклов, в частности с точки зрения небольшого объема корпуса и небольшого веса. Являясь самой компактной и легкой системой ABS в мире, она может быть установлена даже на очень маленькие мотоциклы, такие как скутеры. Для повышения комфорта для водителя программно реализованный алгоритм ABS был изменен для соответствия более компактному оборудованию, при этом была улучшена чувствительность тормозного рычага с помощью оптимального управления встроенным электродвигателем. Система также отличается специальным принципом управления для каждого класса двухколесных транспортных средств, таких как крейсеры, спортивные мотоциклы, скутеры.

ABS ENHANCED — для максимальной производительности

В то время как установка ABS на небольшие мотоциклы является необходимой для поддержки, в частности, молодых водителей, компания Bosch предлагает улучшенные тормозные характеристики также для мотоциклов с большим объемом двигателя. Для повышения безопасности вождения, особенно на больших и тяжелых мотоциклах, компания Bosch недавно представила новую ABS для мотоциклов с электрогидравлической комбинированной тормозной системой (eCBS), которая называется ABS Enhanced. Вес этой системы всего 1,6 кг, объем корпуса 1,2 литра, и эта версия является самой компактной и легкой ABS с электрогидравлической комбинированной тормозной системой (eCBS) в мире.

Система eCBS позволяет тормозить оба колеса, даже когда водитель использует только передний или задний тормоз. Измеряя входную тормозную мощность водителя и другие параметры, такие как скорость, система рассчитывает оптимальное распределение тормозного усилия в каждой ситуации с торможением. Мотоцикл может быть остановлен в пределах очень короткого тормозного пути без потери устойчивости, даже в случае панического торможения, когда водитель применяет только задний тормоз. Оптимизация распределения тормозного усилия также уменьшает размер шага в режиме торможения, делая движение транспортного средства более плавным и увеличивая физические пределы торможения.

Взгляд на безопасность

Системы безопасности транспортных средств внесли значительный вклад в уменьшение дорожно-транспортных происшествий с участием четырехколесных автомобилей во всем мире. В настоящее время ABS является стандартным оборудованием для обеспечения безопасности современного легкового автомобиля. Результаты многочисленных исследований эффективности и рентабельности привели к тому, что в США, ЕС, России и других регионах были приняты законы, которые санкционируют применение даже более усовершенствованных систем безопасности транспортных средств, таких как Программа электронной стабилизации ESP®, что еще больше повышает безопасность вождения четырехколесных автомобилей.

В отличие от этого, уровень аварий с тяжелыми последствиями и смертельными случаями с участием двухколесных транспортных средств остается практически неизменно высоким в последние годы. ABS для мотоциклов стала технически доступна примерно в последние два десятилетия. Тогда как многие мотоциклы с большим объемом двигателя оснащены этой системой в качестве дополнительного или стандартного оборудования, в сегменте мотоциклов с небольшим объемом двигателя, таких как скутеры, только некоторые транспортные средства в настоящее время предлагают ABS, по крайней мере, в качестве опции: примерно 16% производимых в мире мотоциклов с объемом двигателя более 250 куб.см в настоящее время оснащены ABS, процент установки на рынке транспортных средств с объемом двигателя менее 250 куб.см. является минимальным.

Эффективность ABS мотоциклов с точки зрения предотвращения или смягчения аварий с тяжелыми последствиями или смертельными случаями в реальных дорожных условиях была проанализирована в ходе нескольких европейских и международных исследований; было отмечено, что более широкое распространение технологии ABS вносит значительный вклад в безопасность вождения мотоциклов. Новые системы ABS для небольших и легких мотоциклов открывают техническую возможность оснащения даже небольших двухколесных транспортных средств этой системой безопасности.

Вслед за технологической эволюцией легковых автомобилей ABS может рассматриваться как «входная технология безопасности» для мотоциклов.

* Источник: Международный банк данных по ДТП и интенсивности движения (IRTAD); данные доступны по 19 европейским странам (A, CZ, DK, FIN, F, D, GR, H, IS, IRL, NL, N, PL, P, SLO, E, S, CH, GB).

Возврат к списку


Октябрь 2017

Подписка на издание в любом почтовом отделении России

«Каталог российской прессы» (красный) подписной индекс: 11440
Onliine-подписка на сайте vipishi.ru
Onliine-подписка на сайте pochta.ru




Наши друзья
Город детства "ДДД"
Межрегиональная ассоциация автошкол

logo.png

slowdown_banner.png

Последние новости

Практические советы