Е.В. Уфимцев: Главный приоритет РСА — развитие цифровых сервисов

30 июня 2023

Предыдущая публикация рубрики «В диалоге» получила много положительных откликов. Поэтому, планируя очередной номер, я решила навестить коллег и соратников из Российского Союза Автостраховщиков, с которым редакция сотрудничает более 15 лет. Ведь тема автострахования близка всем нашим читателям — от сотрудников Госавтоинспекции до рядовых автомобилистов. Тем более что есть повод: в конце прошлого года новым президентом РСА был избран Евгений Владимирович Уфимцев.
С Евгением Владимировичем мы встретились в его рабочем кабинете, где мое внимание сразу же привлекла потрясающая картина: три истребителя в парадном строю над Москвой. Как поклонник хорошей живописи, я не могла не поинтересоваться, что это за картина и почему истребители...



— Автор этой картины — замечательная орловская художница Ольга Душечкина. Здесь изображены Су-24, МиГ-29 и Су-27 во время парада над Красной площадью. Почему истребители? Я — кадровый военный, летчик-истребитель, окончил Качинское авиационное училище, летал. Не на таких, конечно, самолетах, как на этой картине, а на Су-17 М4, которые в то время считались относительно новыми. Но в 90-е годы, когда ситуация в стране была не самая благоприятная, летчики-истребители оказались не нужны, мне пришлось уйти из авиации, и так сложилось, что второй моей профессией стало автострахование. В моем первом удостоверении так и написано: «Менеджер по автострахованию».

Свою страховую деятельность я начинал на Дальнем Востоке, сначала как специалист, затем стал директором филиала страховой компании, и уже оттуда меня пригласили в Москву, в страховую компанию «ВСК». Ее особенность — сильная региональная приверженность. В Российской Федерации найдется не так много городов, в которых я бы не побывал в командировках по линии автострахования. Так что я настоящий «региональщик», который знает Россию не по книжкам и в пределах Садового кольца, а бывал и видел, как работают и в Магадане, и на Камчатке, и в Калининграде, и в Краснодаре, и в других регионах. Это очень помогает мне сейчас на моей нынешней должности.


— Евгений Владимирович, прошлый год был довольно сложным и неоднозначным для страховых компаний. Насколько сильно повлияли политические и экономические события на рынок автострахования?

— В начале года мы прогнозировали, что ситуация будет значительно хуже. Но, когда проблемы возникают, мы стараемся их решать. И я хочу сказать, что в условиях санкционного давления страховые компании сработали хорошо. Во-первых, ситуация с доступностью полисов не ухудшилась. Более того, благодаря запуску перестраховочного пула мы смогли сделать ситуацию более управляемой для целых категорий автовладельцев, например, для такси.
(Перестраховочный пул — это особый механизм взаимодействия между страховщиками, который подразумевает, что страховые компании делят между собой часть рисков по ОСАГО потенциально высокоубыточных клиентов — прим. автора.)

Во-вторых, несмотря на всплеск стоимости запасных частей, страховщики выполняли свои обязательства. При этом, несмотря на рост цен — а по ряду часто бьющихся запчастей, таких как двери, фары, бампера, цены выросли на десятки процентов —  стоимость полиса выросла в значительно меньшей степени. Да и массовых жалоб, что страховщики не выплачивают, тоже нет. Есть сложности с ремонтом, так как сейчас непросто найти новые запасные части, а б/у запчастями мы по закону не имеем права ремонтировать, но в целом, повторюсь, страховщики свои обязательства выполняют.


— Как удалось автостраховщикам устоять? Ведь это серьезный удар.

— Очень большую помощь нам оказал Банк России, который быстро реагировал на просьбы сообщества и оперативно принимал решения с учетом нужд потребителей. Кроме того, нам повезло, что за предыдущие три года мы сформировали устойчивую базу, накопили опыт, то есть страховое сообщество уже было достаточно продвинутым и в том, что касается цифровизации, и в борьбе с возможными мошенничествами, благодаря чему управляемость бизнес-процессами не пострадала. А это, в свою очередь, позволило нам оперативно реагировать на возникающие вызовы и принимать взвешенные решения. Вот только один пример: электронный европротокол мы запустили еще два года назад, и до прошлого года он шел в вялотекущем режиме. А в 2022 году мы по нему резко нарастили объемы. Так, за декабрь с помощью мобильных приложений были зафиксированы данные, с использованием которых урегулировано около 10 тысяч убытков.

Конечно же, надо отдать должное ГИБДД. На местах очень много работы строится через региональные рабочие группы, и там нашим союзником в борьбе с мошенниками и автоподставщиками является именно Госавтоинспекция. Также много было сделано и в части техосмотра. Напомню, в прошлом году изменились правила аккредитации операторов техосмотра, но благодаря нашей совместной работе техосмотр не прекращался.


— Если все-таки вернуться к проблеме ремонта, какие прогнозы Вы бы дали — как долго сохранится дефицит запчастей?

— Ситуация на рынке запасных частей сложная. Мы видели резкий всплеск цен и большой дефицит запасных частей, который продолжался где-то до июня. 19 июня 2022 года мы выпустили новые справочники, где по некоторым маркам был рост чуть ли не на 40–50%. Но начиная с этого периода цены стабилизировались, и даже показали небольшое снижение до конца прошлого года, хотя до выхода на прежний уровень еще далеко. Мы возлагаем большие надежды на параллельный импорт и локализацию, то есть выпуск запасных частей здесь, в России, и по некоторым наиболее востребованным позициям мы сегодня видим заметное снижение цен (на десятки процентов!). Однако это только усиливает волатильность на рынке — какие-то цены упали, какие-то, наоборот, продолжают рост. Об устойчивой тенденции на рынке запасных частей говорить пока рано.

Что касается крупных кузовных деталей, дверей, крыльев, капота — тех деталей, которые чаще всего повреждаются в результате ДТП и должны быть заменены новыми в рамках возмещения по ОСАГО, то с этим гораздо хуже. На такие детали, как правило, нет аналогов, доставить их оперативно и по разумной цене получается далеко не всегда. Наш прогноз: в 2023 году ситуация не станет хуже, но говорить о предстоящей стабилизации этого рынка пока преждевременно.

Есть поручение Президента о разработке концепции развития автомобильной промышленности. Мы знаем, что государство планирует большую работу в плане локализации производства самых популярных запасных частей — бамперов, пластиковых накладок и т. п. Надеемся, в нынешнем году этот бизнес в России начнет развиваться.


— Не только сложностями запомнился прошлый год, но и тем, что, например, в полной мере заработали приложения «Помощник ОСАГО» и «ДТП. Европротокол». Как реагируют на них автомобилисты и как вы в целом оцениваете их работу?

— Да, действительно, в настоящее время есть два мобильных приложения, функционирование которых обеспечивается РСА. «ДТП.Европротокол» — простое и удобное приложение, в котором оформляется фотофиксация дорожно-транспортного происшествия, а фотографии отправляются напрямую в единый банк РСА, откуда могут использоваться страховщиками для урегулирования. И мы видим по статистическим данным, что количество пользователей именно сервиса растет с каждым месяцем. Так, в декабре 2022 года более 10 тысяч заявлений о страховом возмещении по европротоколу было дополнено данными фотофиксации, при этом было оформлено около 2 тысяч электронных извещений о ДТП за месяц. «Помощник ОСАГО» — более функциональное. В нем реализована возможность оформления извещения о ДТП в виде электронного документа (так называемый электронный европротокол). Также полный сервис электронного европротокола реализован в приложениях некоторых страховых компаний.

Кроме того, в мобильном приложении можно проверить данные о действительности на дату ДТП полиса ОСАГО второго участника ДТП. Система просто не сработает, если у второго участника отсутствует полис. Это своеобразная защита законопослушного водителя от мошенников, которые ездят с поддельными полисами. Представьте: вы заполнили бумажное извещение о ДТП, приезжаете в страховую компанию, а вам говорят: «Под этим номером в системе РСА числится совсем другой автомобиль». Мобильное приложение позволяет этого избежать, так как данные подтягиваются из базы данных РСА. Если у вас высветится, что у виновника не «Тойота Камри», а, например, грузовик или мотоцикл, то сразу понятно, что ни о каком европротоколе речи идти не может. А так подписали бы извещение, приехали бы в страховую компанию, и там только бы развели руками: мол, «извините, ищите его и по суду пытайтесь с него взыскать, потому что он мошенник».

Мы постоянно работаем над улучшением приложений. Предстоящее нововведение в электронном европротоколе — «Конструктор схемы ДТП». Так называется новый модуль, с помощью которого можно составить схему ДТП на экране смартфона: изобразить дорожную разметку, указать положение автомобилей на дороге, отметив стрелками направления их движения, нанести дорожные знаки, препятствия и т. п. Это гораздо удобнее и нагляднее, чем рисовать схему на бумаге и потом ее фотографировать для внесения в электронное извещение о ДТП. Такой модуль уже разработан, и все пользователи «Помощника ОСАГО» могут его опробовать. На ближайшее время запланировано его появление и в мобильных приложениях страховщиков.

    

— В 2023 году заработает электронное урегулирование убытков в ОСАГО. Расскажите об этом поподробнее. Что это такое? Какие преимущества оно даст автомобилистам?

— Главная задача, которую предстоит решить новому сервису «Электронное урегулирование убытков», — уменьшить количество походов человека в офис страховой компании и по другим инстанциям. И это будет касаться не только ОСАГО, но и других видов страхования. Благодаря введению электронного урегулирования убытков страховая компания сможет сама запрашивать необходимые документы из госорганов и по электронным каналам обмениваться данными с клиентом.

Как это будет работать? На первом этапе, с 15 июля, планируется реализация бизнес-процесса урегулирования убытков на портале «Госуслуг» в соответствии с требованиями закона. Страховые компании также будут предоставлять такую услугу на своих платформах по соглашению с потерпевшим.

В целом верхнеуровнево процесс взаимодействия страховой компании и потерпевшего будет выглядеть следующим образом. Нужно сразу отметить, что на начальном этапе такая услуга будет доступна только для прямого возмещения убытка, когда заявление подается в «свою» страховую компанию, и только для ДТП, которые оформлены с применением европротокола. Заявление о прямом возмещении убытков составляется виде электронного документа и с приложением необходимых документов (электронных копий документов) отправляется в страховую компанию. Страховая компания это заявление принимает и обрабатывает на своей стороне, после чего потерпевшему отправляется уведомление об успешном приеме заявления и документов к рассмотрению либо о необходимости направления дополнительных документов. По сути, все по аналогии с тем, как сейчас при очном посещении офиса. Далее в зависимости от формы выплаты между страховщиком и потерпевшим осуществляется обмен уведомлениями и иными документами, предусмотренными Правилами ОСАГО.

Как я сказал ранее, переход на электронное урегулирование будет поэтапным. Первый этап начнется с 15 июля 2023 года. Сначала сервис запустится только для случаев прямого возмещения убытков и только для европротокола. Для страховщиков участие в электронном урегулировании первое время будет добровольным. А в полном объеме сервис должен заработать с 1 января 2025 года. Тогда же он станет обязательным для всех страховщиков. При этом привычная для многих процедура, предусматривающая посещение офиса страховой компании, сохранится.

Еще одно важное, на наш взгляд, нововведение касается изменений процедуры осмотра повреждённого автомобиля страховой компанией. В частности, предусматривается возможность обмена между страховщиком и автовладельцем фото- и видеоматериалами поврежденного автомобиля через личный кабинет страхователя. Чтобы воспользоваться этой возможностью, необходимо будет получить согласование страховой компании о готовности провести так называемый самостоятельный осмотр.

Повторюсь: наш основной приоритет — это удобство автовладельцев. Они должны иметь возможность заключить договор онлайн за несколько минут, урегулировать небольшое ДТП без лишнего стресса, потратив на оформление происшествия минут 15–20 и не создавая пробок. Все это уже частично уже реализовано, и сейчас идет речь о том, чтобы отточить удобство использования этих сервисов. Например, в прошлом году был запущен модуль SDK, который позволил встраивать функционал приложения «Помощник ОСАГО» для возможности проведения фотофиксации данных о ДТП и составления электронного извещения в приложения страховых компаний. Это позволит автовладельцам, у которых установлено приложение их страховщика, не устанавливать ничего дополнительно, а оформлять небольшое ДТП прямо в приложении страховой компании. На 2023 год наш главный проект в этой части — запуск электронного урегулирования убытков по ОСАГО, о котором шла речь выше.


— Не первый год ведутся споры: нужно ли «отвязать» страхование ОСАГО от автомобиля и «привязать» его к водителю. Не будет ли это более справедливым с той точки зрения, что автомобилем управляет все-таки человек?

— Для того чтобы контролировать, что у виновника есть полис, единственный способ, который работает и который используется во всем мире, — это проверка по автомобилю. Поэтому, если мы хотим защитить участников дорожного движения, единственный способ контроля — проверка по привязке к госномеру. Потому что в противном случае сразу возникает множество вопросов.

Кроме того, есть большая идеологическая ошибка. Как правило, эту инновацию предлагают те люди, у которых несколько автомобилей и которые свято уверены, что, купив один полис на три машины, они сэкономят. Но в России все с точностью до наоборот: на семью, как правило, одна машина, и при этом у двоих-троих есть водительские права. И логика, что будет дешевле, здесь не работает. Вот главная причина, почему такой подход нигде в мире не прижился.

Тем не менее 24 декабря 2022 года в Госдуму внесен законопроект, согласно которому автовладелец получит право «привязывать» полис ОСАГО к водителю, а не к автомобилю. Согласно проекту, водитель будет вправе управлять любым находящимся в его владении транспортным средством, соответствующим определенным признакам (например, транспортными средствами одинаковой категории и назначения). Поправки, предлагающие привязать полис ОСАГО к водителю, а не к автомобилю, вносятся в Госдуму уже не в первый раз. Подобные законопроекты ранее вносились в Госдуму в 2012 и в 2017 годах и после тщательного анализа экспертами, правительством и депутатами отклонялись. Так, в 2017 году Минфин отклонил эту инициативу из-за того, что это навредило бы юридическим лицам, владеющим автопарками.


— Еще один животрепещущий вопрос, который волнует многих автомобилистов: действительно через камеры фотовидеофиксации теперь будет проверяться и полис ОСАГО? Что ждет от внедрения этой системы Российской Союз Автостраховщиков? И как, по-вашему, это скажется в дальнейшем на безопасности дорожного движения?

— Да. На сегодняшний момент схема информационного взаимодействия с Госавтоинспекцией находится в высокой степени готовности. Первая попытка запустить эту проверку была нами предпринята еще 2,5 года назад, но тогда это оказалось невозможным из-за технических сложностей и отсутствия единой базы данных.

За прошедшие несколько лет было проведено большое количество мероприятий, связанных прежде всего с выработкой схем информационного взаимодействия, определением перечня сведений, подлежащих информационному обмену, со сверкой баз данных РСА и МВД. Технические сложности преодолены, и теперь мы с коллегами приступили к практической, методологической, технической реализации данного проекта. Дат я пока назвать не могу, но в этом году планируется запустить этот проект полноценно.

Проверка наличия ОСАГО при помощи камер необходима в первую очередь для того, чтобы защитить интересы добросовестных автомобилистов. Она  обезопасит автовладельцев от возможного ДТП с водителем, у которого нет полиса ОСАГО. Ведь если у виновника аварии нет полиса обязательной «автогражданки», то потерпевшему придется взыскивать причиненный автомобилю в результате ДТП ущерб непосредственно с виновника. А такие люди часто оказываются неплатежеспособными, и де-факто расходы на ремонт автомобиля ложатся на самого потерпевшего.

На сегодняшний день штраф за отсутствие полиса ОСАГО составляет всего 800 рублей. Если полагаться на случай и платить штраф, только когда отсутствие полиса выявлено при проверке сотрудником Госавтоинспекции, то это может оказаться дешевле, чем покупать полис. Если же даже такой небольшой штраф будет взыскиваться каждый раз, когда проезд автомобиля без ОСАГО зафиксирует камера, то стимул экономить на полисе пропадет (дешевле купить полис, чем каждый день платить штраф за его отсутствие). В конечном итоге выигрывают добросовестные участники движения, потому что в случае, если они попадут в дорожно-транспортное происшествие не по своей вине, им потребуется взаимодействовать со страховщиком, а не бегать за причинителем вреда с неизвестными перспективами возможности взыскания ущерба.



— Еще раз поздравляем Вас с избранием президентом Российского Союза Автостраховщиков. Какие задачи Вы, как президент РСА, видите перед страховым сообществом в 2023 году?

— Учитывая тематику «STOP-газеты», я остановлюсь на двух моментах. Первое — цифровизация. Наш век становится все более и более цифровым. Появляется много государственных онлайн-сервисов, которые упрощают работу. И мы видим, что страховые компании сами хотят развития электронных сервисов. Для них это выгодно со многих сторон: нет необходимости держать большой офис, урегулировать убыток в электронном формате можно быстрее, претензий будет меньше. Поэтому каждый из страховщиков, входящих в РСА, рассматривает развитие цифровых сервисов, в частности запуск электронного урегулирования убытков как одну из первоочередных задач года.

Вторая главная задача, которая, наверное, даже более важна для автомобилистов, касается ремонта автомобилей по полису ОСАГО. Сейчас из-за проблем с нормальной доступностью новых запасных частей и жестких требований закона доля убытков, которые урегулируются путем ремонта, снижается. На конец 2022 года она составила лишь 5% (по сравнению с 11% годом ранее). Мы подготовили ряд инициатив, которые, на наш взгляд, позволят перезапустить систему.

Первая — увеличить срок, потому что за 30 дней отремонтировать автомобиль в сегодняшних реалиях практически невозможно. Надо увеличить предусмотренное законом время выполнения ремонта хотя бы до 60 дней. Мы проводили исследования, общались с депутатами, общественниками: все понимают, что запчасти сейчас везут долго, люди готовы подождать, но затем получить отремонтированный автомобиль. И если тем 30 дням, которые сейчас даются страховой компании на ремонт, добавить еще 30 на поиск и доставку запасных частей, то в подавляющем большинстве случаев этого будет достаточно. Но тогда необходимо внести изменения в законодательство, чтобы страховщик, который организовал ремонт таким образом, не считался нарушителем.

Второе предложение — допустить использование запасных частей, бывших в употреблении. Практика таких ремонтов в России есть. Средний возраст автомобилей у нас превышает 12 лет, и многие автовладельцы, получив выплату по ОСАГО в денежном виде, находят на вторичном рынке нужные им детали, привозят их в автосервис и делают ремонт. А восточные регионы нашей страны, где массово используются праворульные автомобили? Там и рынки б/у запчастей имеются, и большинство ремонтов выполняется именно такими деталями, поскольку новых нет, либо они стоят втридорога. Конечно, для организации массового ис-пользования б/у деталей при ремонтах требуется создать такие условия, чтобы это не приводило к рискам для безопасности дорожного движения.

И такие «серые» рынки автозапчастей нам тоже совершенно не нужны, так как это ударит по рынку автострахования ростом числа угонов автомобилей «на запчасти». Правила использования б/у запчастей должны быть тщательно проработаны с учетом всех рисков, и контроль за соблюдением этих правил совершенно необходим.

И третье наше предложение касается направления на станции техобслуживания. Согласно нормативам Центробанка, мы имеем право направить на ремонт только в тот автосервис, который находится не далее 50 километрах от места жительства автовладельца. То есть, скажем, водителя, который живет в Химках, нельзя отправить на юг Московской области, даже если он готов там ремонтироваться, потому что это нарушение закона. А если брать всю Россию-матушку!.. Допустим, живет человек в 80 километрах от Тюмени. И из этого города в Тюмень на хорошую станцию машину привезти нельзя — нарушение! Либо страховая компания должна подписать с автовладельцем отдельное соглашение, которое к тому же может быть оспорено в суде. Конечно же, страховая компания не хочет этого делать. Но тогда нужно искать станцию в этом маленьком городке, поселке... Поэтому наша задача сейчас — урегулировать этот вопрос. Мы с Банком России и депутатами Госдумы обсуждаем, как это реализовать. Вот эти три задачи я вижу перед собой как президентом РСА на 2023 год.


— Евгений Владимирович, спасибо за интересный и обстоятельный разговор. И в завершение беседы, что бы вы пожелали нашим читателям?

— Соблюдать Правила дорожного движения и читать «STOP-газету». Потому что, несмотря на все принимаемые меры, аварийность в России высокая, в авариях погибают и страдают люди. Каким бы совершенным ни было ОСАГО, никакая страховая компания не «отремонтирует» жизнь человека. Поэтому я, конечно, хотел бы, чтобы люди лучше знали Правила дорожного движения и неукоснительно соблюдали их. Потому что для нас добросовестный водитель, меньше попадающий в ДТП, — это хороший водитель.

Подготовила А.СУРАЖЕВСКАЯ


Биографическая справка
Евгений Владимирович Уфимцев
Родился 20 августа 1967 года в г. Хабаровске.
В 1988 году с отличием окончил Качинское высшее военное авиационное училище по специальности «летчик-инженер». В 1998 году — Хабаровскую государственную академию экономики и права по специальности «Финансы и кредит».
В страховании начал работать в 1994 году, прошел путь от агента до заместителя генерального директора, руководителя центра автострахования.
В сентябре 1997 года стал директором Хабаровского филиала ОАО «Военно-страховая компания» (ВСК).
В мае 2002 года — директором ВСК по Дальневосточному федеральному округу.
С февраля 2004 года по июль 2012 года занимал должность заместителя генерального директора, руководителя центра автострахования ВСК.
С октября 2012 года — заместитель генерального директора ОСАО «РЕСО-Гарантия».
С 2007 по 2012 год входил в составы правления и президиума Российского Союза Автостраховщиков (РСА).
В 2010 году возглавил Комитет РСА по методологии страхования.
В 2010 году был назначен заместителем председателя Дисциплинарной комиссии РСА.
В январе 2015 года — исполнительным директором РСА.
В марте 2017 года — вице-президентом Всероссийского союза страховщиков (ВСС).
25 ноября 2022 года был избран президентом Всероссийского союза страховщиков (ВСС), а 28 ноября — президентом Российского Союза Автостраховщиков (РСА) и Национального союза страховщиков ответственности (НССО).



Наверх

Возврат к списку

 
август 2021

Назначения



Подписка на издание в любом почтовом отделении России

«Каталог российской прессы» (красный) подписной индекс: 11440

Onliine-подписка на сайте pochta.ru

Мы в соцсетях:

  

Наши друзья
LLL

Модуль 'Реклама, баннеры' не установлен.

Межрегиональная ассоциация автошкол

Создание сайта
веб студия «Модуль»