Николай Николаевич Петров

Молодой ярославский парень Николай Петров еще до войны был воспитанником войсковой части № 4482 химического полка. Помимо изучения военной техники - химических установок на базе грузового автомобиля модели ЗИС-3, он учился играть в военном духовом оркестре на корнете. Первая его мечта сбылась, когда Николай сдал экзамен и получил права категории «А». После окончания семилетки воспитанников войсковой части направляли в автомеханический техникум, который только что открылся и ждал своих первых студентов. Уже в техникуме Н. Петров получил удостоверение водителя автомобиля, а в 1939 году после окончания техникума его направили в отдел ГАИ УВД Ярославской области. Вместе с ним после техникума работать в ГАИ направили еще четверых выпускников: Наталью Мыльникову, Евдокию Шевелеву, Юрия Симонова, Николая Мозжеветина и Павла Симакова, который во время войны был начальником ГАИ Костромской области.

В Ярославле первый отдел ГАИ располагался на Советской площади, его возглавлял бывший офицер царской армии М.Ф. Емельянов, затем в 1939 году начальником ГАИ области назначили лейтенанта милиции Е.А. Осередцева. Штат отдела ГАИ составлял 20 человек. Имелось два автомобиля: грузовой полуторатонный автомобиль модели ГАЗ-АА и легковой модели М-1. Работали сотрудники по специальному графику с 8 до 12 часов ночи, с перерывом на отдых с 17 до 20 часов. На сотрудников возлагались две главные задачи: контролировать соблюдение правил уличного движения водителями и проводить государственные технические осмотры транспорта на предприятиях. Николай Петров проводил технические осмотры автомобилей в Ярославле на крупных заводах, таких как 62-й, механический, шинный, в тресте санитарной очистки и в других организациях. Выезжал в командировки для проведения техосмотров в Кострому, Рыбинск, в сельские районы области. Помощником у него был госавтоинспектор Григорий Ананьев. По государственному регламенту техосмотры на предприятиях проводились два раза в год - весной и осенью. На предприятиях к ним готовились очень ответственно, как к празднику: машины всегда блестели как новенькие. В основном парк автомобилей состоял из грузовых полуторатонок модели ГАЗ-АА и трехтонок модели ЗИС-3. Легковых машин было всего несколько единиц. Например, на шинном заводе было 24 грузовые машины, на кондитерской фабрике пять грузовых автомашин, в гараже треста санитарной очистки порядка 40. Гараж находился напротив Горсовета на улице Крестьянской, сейчас это улица Андропова. При проведении техосмотров проверяли затяжку гаек на колесах, рулевых тягах, смотрели, не сломаны ли рессоры, в каком состоянии шины и конечно же тормоза.

Однажды произошел курьезный случай. Н. Петров проверял техническое состояние легкового автомобиля ЗИС-101, который обслуживал обком партии и на котором испытывались ярославские шины для правительственных машин. Николай Николаевич разогнал 6-тонную машину и нажал на педаль тормоза, в салоне работал радиоприемник. Машина резко остановилась. В это время голос певицы из радиоприемника выдал высокую финальную ноту и прохожие, услышав голос и увидев остановившуюся резко машину, вдруг испуганно закричали, подумав, что женщину сбила машина. Пришлось людям объяснять, что никакой аварии не было, а женский голос звучал не из-под колес, а из приемника в машине. Многие в то время не представляли себе, что в автомобилях может быть радио.

В довоенном Ярославле вообще было мало машин, больше гужевого транспорта, а дорожное полотно выкладывалось булыжником. Но уже работал светофор в виде цветного табло с электрической стрелкой. Он был установлен на перекрестке улиц Советской и Первомайской. Другой довоенной дорожной достопримечательностью был американский металлический мост через реку Которосль. По нему был проложен один трамвайный путь и встречные трамваи разъезжались по очереди - по сигналу светофора. Машины двигались по одной полосе в каждом направлении. Во время строительства нового моста после войны Н.Н. Петров отвечал за организацию движения на нем.

Когда началась война, всех сотрудников милиции, в том числе и сотрудников ГАИ, перевели на казарменное положение. Работали по 16-18 часов в сутки. Спали на топчанах, поставленных в здании ГАИ. На сотрудников ГАИ была возложена задача по мобилизации водителей и транспорта на фронт. Они также обеспечивали охрану общественного порядка. У сотрудников Госавтоинспекции была «бронь» от призыва на фронт, но все же многие уходили на войну добровольцами. Начальник ГАИ Осередцев ушел на войну добровольно и погиб на фронте летом 1942 года.

Николай Петров тоже отправился в действующую армию. Петров - автотехник, для фронта такие специалисты очень нужны. Он трое суток дежурил на вокзале «Ярославль Главный», пока дождался прибытия эшелона с кадровой дивизией, участвовавшей в военном параде в Куйбышеве. Под командованием полковника Кошевого дивизию направляли на Волховский фронт. Первые наступления их дивизии были неудачны. Атаки батальонов под прикрытием легких танков быстро «захлебывались». Немецким «тиграм» и « пантерам» в начале войны наши танки уступали и огневой мощью, и броней. В задачу технической роты, куда был назначен Н. Петров помощником командира по технической части, входила транспортировка поврежденных танков с поля боя и их ремонт в полевых условиях. Во время войны через руки Петрова прошла не одна сотня танков, которые пришлось возвращать в строй.

После демобилизации из армии в сентябре 1946 года Николая Николаевича назначают госавтоинспектором Ростовского участка Ярославской области. Потом была Новочеркасская школа МГБ СССР, где он получил профессиональную подготовку по линии Госавтоинспекции. А в 1955 году Николай Петров получает назначение на службу в Магадан, где служил 30 месяцев и добросовестно исполнял свои служебные обязанности. Не просто было работать на территории, где поселки и предприятия разбросаны на сотни километров друг от друга, а Колымская трасса была протяженностью более тысячи километров. К тому же зимой мороз доходил до минус 60 градусов, а летом снег не таял до июня. Из-за холодных зим на магаданских трассах от переохлаждения погибали десятки водителей. В общем, работы хватало. Это и разбор ДТП, и проведение технических осмотров транспорта, и профилактическая работа с населением. Был и общественным инструктором ДОСААФ, читал лекции будущим водителям. По своей инициативе разработал дислокацию дорожных знаков на улицах Магадана. Договорился, чтобы сделали полторы сотни дорожных знаков и их установили. За такую инициативу чуть было выговор не получил. Оказывается, сначала надо было получить разрешение Горсовета. Уже потом это разрешение он получил и ему за работу даже объявили благодарность.

Вернувшись в Ярославль, Петров стал старшим госавтоинспектором Кировского района. За семь лет работы в районе у него не было ни одного срыва проведения в автопредприятиях государственного технического осмотра, а за агитационно-профилактическую работу на предприятиях его всегда ставили в пример. Совместно с областным телевидением он активно участвовал в съемках нескольких фильмов о работе Госавтоинспекции, о предупреждении пьянства за рулем и о лучших водителях района. Николай Николаевич был еще и заядлым мотогонщиком, неоднократно участвовал во всесоюзных милицейских соревнованиях по шоссейным мотогонкам.

С сентября 1955 года, получив квалификацию судьи 2-й категории, он постоянно принимает участие в организации и судействе милицейских соревнований по шоссейным мотогонкам в Ярославле. В апреле 1962 года за многолетнюю квалификационную работу ему присвоили звание спортивного судьи 1-й категории по мотоциклетному спорту.

После ухода из ГАИ Николай Николаевич 20 лет отработал старшим инженером-экспертом по дорожно-транспортным происшествиям в лаборатории судебно-технической экспертизы.

Для повышения квалификации параллельно учился в Московском юридическом институте. Николай Николаевич не только был заядлым мотогонщиком, но и опытным автомобилистом. На своих машинах во время отпусков он объездил весь юг страны. Был в Крыму, в закавказских республиках. Водительский стаж Николая Николаевича составляет 68 лет.

Н.Н. Петров награжден орденом Отечественной войны, медалями «За Победу над Германией», «За боевые заслуги», «За безупречную службу» II-й и I-й степеней. Юбилейными медалями «ХХ лет Победы в Великой Отечественной войне», «50 лет Советской милиции», «50 лет Вооруженных сил», «50 лет Победы в ВОВ», «60 лет Победы в ВОВ», «200 лет МВД России». Николай Николаевич прожил трудную, но интересную жизнь. Его поколение не щадило себя ради того, чтобы мы сейчас жили мирно и благополучно. Светлая память о Николае Николаевиче всегда будет в наших сердцах.


Возврат к списку

август 2021

Назначения

Подписка на издание в любом почтовом отделении России

«Каталог российской прессы» (красный) подписной индекс: 11440

Onliine-подписка на сайте pochta.ru

Мы в соцсетях:

  

Наши друзья
LLL

Модуль 'Реклама, баннеры' не установлен.

Межрегиональная ассоциация автошкол



prop2.jpg

Последние новости


slowdown_banner.png

Практические советы



Создание сайта
веб студия «Модуль»