Объединить усилия ради безопасности на дорогах
5 июля 2024
Повышение безопасности на дорогах страны остается одним из важнейших приоритетов государственной политики. Благодаря реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» удалось сократить количество жертв ДТП практически на четверть — с 19 тысяч в 2017 году, являющимся базовым для нацпроекта, до 14,5 тысяч — в 2023-м. Несмотря на объективные трудности, связанные с некоторым ростом автотранспортной аварийности в прошлом году, целевые показатели нацпроекта были достигнуты: по транспортному риску он составил 2,36 (прогнозный — 2,40), социальному риску — 9,91 (прогнозный — 9,94) и удовлетворенности безопасностью дорожного движения — 61,6% (прогнозный — 47,0%). О том, как этого удалось добиться, и о приоритетах деятельности Госавтоинспекции на 2024 год рассказывает главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации Михаил Черников в интервью главному редактору «STOP-газеты» Алле Суражевской.
— Михаил Юрьевич, прошлый год был для Госавтоинспекции достаточно напряженным. Об этом говорилось и на итоговом совещании, и на расширенной коллегии МВД России с участием Президента страны В. В. Путина. А как дела обстоят сейчас?
— Дорожно-транспортные происшествия наносят экономике и обществу России значительный социальный, материальный и демографический ущерб. Треть погибших в авариях на автомобильных дорогах составляют люди наиболее активного трудоспособного возраста. Около 20% пострадавших становятся инвалидами. Ежегодные экономические потери страны от дорожно-транспортных происшествий составляют порядка 2% валового внутреннего продукта.
Следует отметить, что существенное влияние на состояние аварийности оказывает комплекс объективных факторов, сложившихся в результате текущей геополитической ситуации. За последние два года направление транспортных потоков в нашей стране кардинальным образом изменилось. Если до конца зимы 2022 года трафик грузовых и пассажирских перевозок в России в основном ориентировался на западное направление, включая иностранный транзит через российскую территорию, то уже к середине позапрошлого года отечественная транспортная логистика по вполне понятным причинам уверенно переориентировалась на Дальний Восток, Юго-Восток и Юг. Транспортная инфраструктура, развитая преимущественно в европейском направлении, оказалась не готова к таким изменениям. В результате основные транспортные артерии стали работать в режиме перегрузки, увеличились пробеги транспорта.
Одновременно на фоне закрытия границ с недружественными странами и ограничения авиасообщения, возросли объемы организованного внутреннего турпотока. Увеличилась и доля туристов, добирающихся до места отдыха на автомобилях. Кроме того, в связи с прекращением работы аэропортов юга страны возросла нагрузка на автомобильный транспорт при перевозке пассажиров.
Существенные осложнения ситуации с аварийностью зафиксированы на участках федеральных дорог, проходящих через населенные пункты. Среди наиболее распространенных причин ДТП необходимо выделить нарушения водителями скоростного режима, выезд на полосу встречного движения при обгоне, а также ошибки, допускаемые «молодыми», неопытными водителями и водителями-иностранцами. По-прежнему значительное число погибших зафиксировано в происшествиях с участием водителей, имевших признаки опьянения, а также при наездах на пешеходов.
— В этой связи очень чувствительная для общества тема — пассажирские перевозки. Происшествия с автобусами всегда вызывают значительный общественный резонанс. Планируется ли принимать какие-либо дополнительные меры в области обеспечения безопасности пассажирских перевозок?
— Безопасность перевозок пассажиров автобусами остается одним из приоритетных направлений деятельности Госавтоинс-пекции. Для профилактики аварийности с этим видом транспорта Главным управлением разработаны и направлены в регионы алгоритмы контроля за соблюдением законодательства при осуществлении пассажирских перевозок, предусматривающие как непосредственное взаимодействие с участниками дорожного движения, так и дистанционный контроль с использованием информационных систем.
С учетом специфики каждого из регионов «на местах» разрабатываются и реализуются совместные с органами власти, Ространснадзором, заинтересованными ведомствами и организациями комплексные планы по предотвращению происшествий с пассажирским транспортом. Сотрудники Госавтоинспекции проводят постоянную профилактическую работу: как на автопредприятиях, так и во время осуществления надзора за дорожным движением.
— В прошлом году утвержден межведомственный регламент взаимодействия экстренных служб при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. Кроме того, автоинспекторов теперь обучают навыкам оказания первой помощи. Позволит ли это снизить уровень смертности в автоавариях?
— Одним из факторов минимизации тяжести последствий ДТП является своевременность оказания первой помощи пострадавшим. В этой связи особую значимость приобретают оснащенность и совершенствование навыков оказания первой помощи сотрудниками Госавтоинспекции, поскольку зачастую именно они прибывают на место происшествия раньше медиков и спасателей. Так, в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» с 2019 по 2023 год в подразделения Госавтоинспекции поступило 15,6 тысячи комплектов укладок для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.
В 2023 году сотрудники Госавтоинспекции оказывали первую помощь более чем в 1,5 тыс. ДТП. В подавляющем большинстве случаев при этом использовались укладки, перевозимые в багажниках патрульных автомобилей.
Но просто оснастить все экипажи дорожно-патрульной службы такими укладками недостаточно. Не менее важно и то, насколько качественно эта помощь будет оказана. Поэтому мы ратуем за унификацию и преемственность обучения навыкам оказания первой помощи. С этой целью Госавтоинспекцией совместно с Минздравом разработан учебно-методический комплекс, который лег в основу подготовки. Кроме того, в 2022 году издан иллюстрированный Атлас первой помощи для сотрудников Госавтоинспекции, предназначенный как для применения во время учебного курса, так и для самостоятельного изучения.
Большое внимание знанию личным составом навыков оказания первой помощи уделяется на всех уровнях профессионального обучения — от первоначальной подготовки до программ повышения квалификации. В этой связи актуализированы учебные программы образовательных организаций МВД России. Особого упоминания заслуживает внедренная программа по подготовке инструкторов по оказанию первой помощи из числа инспекторского состава, которые затем обучают своих коллег непосредственно в подразделениях в рамках системы профессиональной подготовки.
В 2023 году в образовательных организациях системы МВД России прошли обучение навыкам оказания первой помощи более полутора тысяч сотрудников ДПС. Помимо этого, занятия с сотрудниками ДПС проводятся на базе центров медицины катастроф, в учебных центрах скорой медицинской помощи и аварийно-спасательных формирований, в больницах и госпиталях. Такие программы реализуются, в частности, в Крыму, Кировской, Белгородской и Новгородской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Ставропольском крае, Республике Татарстан и других регионах. Например, в Москве за прошлый год такое обучение прошли более 4 тыс. сотрудников полиции, что составляет 81% численности личного состава инспекторов ДПС столичной Госавтоинспекции. Той же цели служат разработанные совместно с Минздравом России учебные плакаты и инструктажи по основным темам оказания первой помощи, которые используются в подразделениях при заступлении на службу и проведении учебных занятий.
Кроме того, в прошлом году на заседании Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, состоявшемся 24 августа 2023 года, утвержден давно ожидаемый межведомственный регламент, определяющий порядок взаимодействия при ликвидации последствий ДТП на автомобильных дорогах общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения. Документ, разработанный МВД России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, регулирует основные функции субъектов взаимодействия на месте дорожно-транспортного происшествия и при ликвидации его последствий, определяет порядок руководства силами и средствами, алгоритмы действий должностных лиц, а также организации и проведения аварийно-спасательных работ.
Также в Государственной Думе находится на рассмотрении проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 23 и 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и статью 10 Федерального закона «О персональных данных», разработанный МВД России совместно с Минздравом России. Он направлен на исключение возможности управления транспортными средствами водителями, у которых при проведении обязательного периодического медицинского осмотра, освидетельствовании либо оказании медицинской помощи установлены заболевания, являющиеся медицинскими противопоказаниями или ограничениями к управлению. Информация о наличии у водителя таких противопоказаний и ограничений будет направляться в МВД России по системе межведомственного электронного взаимодействия с помощью единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). В настоящее время законопроект принят Госдумой в первом чтении.
Нацпроект — локомотив снижения аварийности
— Нацпроектом «Безопасные качественные дороги» с каждым годом ставятся все более амбициозные цели. Какие мероприятия в настоящее время реализуются в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения» для достижения этих показателей? На что сейчас делается максимальный акцент?
— Национальной Стратегией по безопасности дорожного движения провозглашено стремление к нулевой смертности на дорогах, утверждены соответствующие целевые показатели на среднесрочный и долгосрочный периоды, достижение которых непосредственно связано с сохранением населения, здоровья и благополучия людей, а также обеспечением комфортной и безопасной среды для их жизни.
Инструментом реализации Стратегии является национальный проект «Безопасные качественные дороги», в структуру которого входит федеральный проект «Безопасность дорожного движения». МВД России продолжает оставаться ответственным исполнителем федерального проекта, направленного на существенное снижение смертности от дорожных происшествий. Подразделения Госавтоинспекции оснащаются современными техническими средствами, патрульным автотранспортом, в нормативное состояние приводится улично-дорожная сеть, совершенствуется медицинское обеспечение безопасности дорожного движения, повышается эффективность оказания первой помощи пострадавшим в ДТП, о чем мы уже говорили немного ранее.
Так, в 2023 году в рамках федерального проекта подразделения Госавтоинспекции получили 1,2 тысячи патрульных автомобилей, более 3,2 тысячи укладок первой помощи, более 900 единиц специальных технических средств контроля за безопасностью эксплуатации автомобильных дорог.
Особое внимание уделяется формированию законопослушного поведения на дорогах. На постоянной основе проводятся широкомасштабные социальные кампании, ведется разъяснение законодательства в области безопасности дорожного движения, в том числе в региональных средствах массовой информации. Совершенствуются подходы к обучению детей основам безопасного поведения на дорогах. Например, в период с июня по ноябрь 2023 года в 40 субъектах Российской Федерации состоялись мероприятия социальной кампании «ПРОдвижение БЕЗопасности», объединившие в себе тематику четырех социальных кампаний 2019–2022 годов: «Однозначно», «Внимание на дорогу! «Твой ход, пешеход!» и «Расставь приоритеты». Мероприятия были направлены на профилактику правильного выбора скоростного режима, отвлечения внимания водителей, в том числе при перевозке детей, профилактику ДТП с участием пешеходов и соблюдение правил безопасного пересечения перекрестков. В текущем году соцкампания «ПРОдвижение БЕЗопасности» продолжается, но она теперь направлена на разъяснение водителям необходимости правильно выбирать скоростной режим.
Однако следует понимать, что социальные кампании не дают мгновенного эффекта: он всегда отложен по времени. Но он неизбежно достигается. Вспомните, как 15 и более лет назад водители редко когда пропускали пешеходов на «зебре», уступая им дорогу. Сегодня ситуация кардинально поменялась. И этот результат достигнут не только и не столько благодаря штрафам, сколько благодаря грамотно проведенным социальным кампаниям.
— В нацпроекте много внимания уделяется межведомственному взаимодействию. Как это реализуется в настоящее время? Какая роль отводится каждому из ведомств?
— Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения затрагивают большой круг полномочий разных министерств и ведомств как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также компетенции разных ветвей власти. В рамках федерального проекта осуществляется эффективное взаимодействие с Минпросвещения России, МЧС России, Минтрансом России, Минпромторгом России, Минздравом России и Росавтодором.
Так, совместно с Минтрансом была продолжена работа по обеспечению безопасности автомобильных перевозок. Особое внимание уделялось развитию интеллектуальных транспортных систем, а также соблюдению водителями режима труда и отдыха. При реконструкции дорог Росавтодором делался акцент на минимизации рисков столкновений и опрокидываний транспортных средств, наездов на транспортные средства и пешеходов. Мин-промторгом России обеспечено стимулирование внедрения и использования новых технологий для минимизации человеческой ошибки при управлении транспортным средством, обеспечения поддержания транспортных средств в технически исправном состоянии, а также внедрения современных средств активной и пассивной безопасности.
Особая роль у МЧС России — обеспечение оперативности и качества ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. Министерством просвещения России проведена работа по привитию детям навыков безопасного участия в дорожном движении и вовлечению их в деятельность отрядов юных инспекторов движения. Для обучения детей основам безопасного поведения на дорогах приобретены технические средства обучения, наглядные и методические материалы. Проведены региональные профильные смены по безопасности дорожного движения.
МВД России, в свою очередь, обеспечивает взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при реализации региональных проектов по безопасности дорожного движения. В прошлом году продолжалось укрепление материально-технической базы подразделений Госавтоинспекции, оказывалась организационно-методическая помощь по выработке мероприятий, направленных на снижение смертности на дорогах. Все эти действия в сумме позволили достигнуть целевых показателей на 2023 год, заложенных в нацпроекте.
Укрепление межведомственного проектного взаимодействия каждым из субъектов Россий-ской Федерации — это основа успешного решения всех проблемных вопросов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Специалисты разных отраслей отлично понимают, что только консолидация сил и средств даст положительный эффект.
— За время реализации нацпроекта дороги стали заметно лучше — это видят все автомобилисты. Но вместе с тем еще остаются, скажем так, «узкие места». Не только в прямом смысле узкие — где постоянно возникают заторы, но и в плане аварийности — места концентрации ДТП, очаги аварийности. Как осуществляется их ликвидация?
— Главная цель реализации национального проекта состоит в том, чтобы сделать дороги нашей страны безопасными и комфортными для всех категорий участников дорожного движения. Что касается очагов аварийности и мест концентрации ДТП, в настоящее время ведущая роль здесь отводится малозатратным, но эффективным мероприятиям по совершенствованию дорожной инфраструктуры. Это, например, применение средств успокоения движения, нанесение дорожной разметки, установка дорожных знаков, безопасное размещение и оборудование мест остановки маршрутных транспортных средств, разделение транспортных и пешеходных потоков.
Снижению количества очагов аварийности способствует также и рациональное размещение специальных технических средств фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения. По итогам I квартала 2024 года в Российской Федерации установлено 29,8 тысячи работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений Правил дорожного движения (26 тысяч стационарных, 3 тысячм передвижных и почти 0,8 тысячм мобильных). За 5 месяцев т. г. в отношении собственников транспортных средств по нарушениям, зафиксированным специальными техническими средствами, вынесено порядка 79,4 млн постановлений по делам об административных правонарушениях.
Отмечу, что, согласно федеральному законодательству, утверждение перечня мест концентрации ДТП относится к полномочиям владельцев автомобильных дорог. Госавтоинспекция, в свою очередь, на основе анализа аварийности, причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, направляет владельцам дорог предложения по совершенствованию организации движения на этих участках.
Кроме того, в рамках контрольно-надзорной деятельности Госавтоинспекция осуществляет надзор за соблюдением владельцами автомобильных дорог обязательных требований в области безопасности дорожного движения. В целом работа в этом направлении ведется постоянная. Благодаря реализуемым, в том числе и в рамках национального проекта, мероприятиям количество мест концентрации ДТП год от года уменьшается, а дороги становятся более безопасными.
Негативное отношение к нарушителям ПДД
— Как обеспечивается неотвратимость наказания для злостных нарушителей Правил дорожного движения?
— Действительно, эта проблема в настоящее время стоит достаточно остро, несмотря на то что за последние пять лет удалось существенно повысить своевременность уплаты виновниками нарушений ПДД наложенных на них административных штрафов. Сейчас она составляет более 90%. Такого результата удалось добиться благодаря целенаправленным мероприятиям по реализации принципа неотвратимости наказания. Особенно это касается, как вы выразились, злостных нарушителей, имеющих 50 и более неоплаченных штрафов.
Благодаря совместной работе с Федеральной службой судебных приставов общее количество должников, имеющих свыше полусотни неисполненных постановлений об административном наказании за нарушения в области дорожного движения только за 4 месяца текущего года сократилось на 20,7% (с 36,3 тыс. до 28,8 тыс.), в том числе физических лиц — на 19% (с 32,1 тыс. до 26 тыс.) и юридических лиц — на 29,3% (с 4,1 тыс. до 2,9 тыс.).
— Что делается для того, чтобы стимулировать законопослушное поведение участников дорожного движения?
— Посмотрим на проблему шире. Если еще лет десять назад, планируя проведение социальных кампаний по безопасности дорожного движения, мы вычленяли ключевую проблему и думали, как убедить людей не нарушать ПДД, то сегодня изменилась сама постановка вопроса. В общественном сознании постепенно формируется негативное отношение к самим фактам нарушения.
В этой работе огромную помощь и поддержку нам оказывают общественные организации, люди, выражающие активную гражданскую позицию, институты гражданского общества. К примеру, в Республике Татарстан действует народная дружина «Содействие безопасности дорожного движения в г. Казани», члены которой оказывают помощь инспекторам ДПС в пресечении нарушений, обеспечении безопасности дорожного движения, проводят тематические занятия и лекции, участвуют в мероприятиях, направленных на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.
Не остается незамеченной деятельность общественных советов органов внутренних дел в работе по обеспечению безопасности дорожного движения. В ряде регионов их представители принимают участие в проведении массовых проверок «Нетрезвый водитель», обследовании улично-дорожной сети образовательных организаций, различных пропагандистских акциях и флешмобах, смотрах и конкурсах.
К проведению таких мероприятий привлекаются также члены Всероссийского общества автомобилистов, ДОСААФ, волонтеры «Общероссийского народного фронта», представители духовенства, участники мото- и велоклубов. Так, например, в Амурской области представители автоклубов в вечернее время дежурят около развлекательных заведений. При выявлении ими человека, явно находящегося в состоянии опьянения и намеревающегося сесть за руль, об этом для пресечения нарушения оперативно информируется ближайший наряд дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции.
В некоторых регионах местные органы власти поощряют граждан, по сообщениям которых удалось задержать водителя в состоянии опьянения. Например, с 2020 года такая практика существует в Ямало-Ненецком автономном округе. Сообщения от граждан принимаются органами внутренних дел, регистрируются и рассматриваются в порядке, установленном законодательством. Если информация подтверждается и на ее основе принимается соответствующее процессуальное решение, тогда сообщившему о нарушении гражданину выплачивается денежное вознаграждение.
Во многих субъектах России общественные организации либо участвуют, либо сами выступают в качестве инициаторов профилактических и социально значимых мероприятий, направленных на снижение аварийности. Так, в Улан-Удэ при участии волонтеров республиканской станции переливания крови два раза в год (апрель и октябрь) проводятся автомотопробег и массовая акция в поддержку донорского движения для привлечения внимания общественности к проблемам аварийности на дорогах. Все эти решения, каждое по-своему, работают, помогая спасать жизни, а кого-то удерживая от неосторожного шага.
В том числе, немаловажную роль в воспитании законопослушных участников дорожного движения играют издания «STOP-газета» и «Добрая Дорога Детства», которые вот уже почти 30 лет являются нашими верными помощниками и единомышленниками в продвижении идей дорожной безопасности. Спасибо коллективу редакции и лично вам, Алла Дмитриевна, за многолетнее плодотворное сотрудничество, высокий профессионализм и творческий подход к освещению проблем безопасности дорожного движения.
Самокату каждый рад?
— В прошлом году вступили в силу поправки в ПДД, касающиеся средств индивидуальной мобильности. Как вы оцениваете результат их введения?
— С 1 марта 2023 года вступила в действие новая редакция Правил дорожного движения, содержащая большое количество изменений. Заметное место среди них занимает введение нового понятия «средство индивидуальной мобильности» (СИМ), которое используется для обозначения электросамокатов, электроскейтбордов, гироскутеров, сегвеев, моноколес и иных аналогичных транспортных средств, предназначенных для индивидуального передвижения человека. В раздел 24 ПДД введены поправки, уточняющие правила и возрастные ограничения использования данных средств, их скоростные характеристики, а также в каких случаях на них разрешено двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам или проезжей части. Появление СИМ обусловило рост статистики дорожных происшествий с участием компактной, однако зачастую оснащенной достаточно мощными двигателями техники.
В октябре минувшего года Правительством Российской Федерации утвержден план мероприятий (дорожная карта) по дополнительному нормативно-правовому регулированию развития средств индивидуальной мобильности и обеспечения безопасности дорожного движения при их использовании на срок до 2025 года. Документ разработан Минтрансом России при участии МВД России. В нем определены перспективы совершенствования правового и технического регулирования использования СИМ, включая установление требований к местам передвижения на этих устройствах, а также образовательной и просветительской деятельности, касающейся правил их использования.
Кроме того, в прошлом году сделан еще один существенный шаг в области нормативного правового и технического регулирования эксплуатации СИМ. С 1 февраля 2023 года введен в действие ГОСТ Р 70514-2022 «Электрические средства индивидуальной мобильности. Технические требования и методы испытаний», устанавливающий требования безопасности, методы испытаний, требования к маркировке и сопроводительной документации этих новомодных средств передвижения.
Конечно, разработанные правила, регламентирующие участие средств индивидуальной мобильности в дорожном движении, потребуют дальнейших уточнений и корректировок.
— Продолжим тему использования средств индивидуальной мобильности. Заметно, что «самокатчики» стали чаще спешиваться на пешеходных переходах, но при этом по тротуарам гоняют так, что создают реальную опасность для пешеходов. Какие шаги планируется предпринять, чтобы навести порядок в этом вопросе?
— Статистика аварийности свидетельствует, что основная масса правонарушений, выявленных среди пользователей средств индивидуальной мобильности, связана с переездом проезжей части по пешеходному переходу, перевозкой пассажиров и движением по проезжей части в тех случаях, когда имеется возможность двигаться по тротуару.
Необходимо отметить, что в вопросах профилактики нарушений ПДД пользователями СИМ Госавтоинспекция активно взаимодействует с органами местного самоуправления и компаниями, предоставляющими услуги кикшеринга, в части упорядочения движения и массовой парковки прокатных СИМ, исключения возможности их аренды несовершеннолетними, а также использования средства индивидуальной мобильности с пассажиром. Результатом этого взаимодействия стало введение операторами кикшеринга санкций для тех пользователей, которые нарушают ПДД и правила аренды. Это не только штрафы, но и, например, ограничения возможности пользоваться приложением вплоть до блокировки аккаунта.
В Москве, Санкт-Петербурге, других крупных городах появляются «медленные зоны» в местах массового притяжения граждан, где скорость электросамокатов принудительно, программным образом, снижается до безопасных значений.
Кроме того, в преддверии и с началом летних каникул наши сотрудники проводят дополнительные профилактические беседы в образовательных организациях, во время которых особое внимание уделяется средствам индивидуальной мобильности. Вблизи мест притяжения граждан, эксплуатирующих СИМ, проводятся тематические мероприятия, к участию в которых привлекаются представители общественных организаций, волонтерских движений. Такие мероприятия широко освещаются в средствах массовой информации и блогосфере. По нашим наблюдениям, проводимые в выходные и праздничные дни профилактические акции и рейды, имеют наибольшую эффективность и максимальное воздействие на целевую аудиторию.
Достучаться до взрослых
— Михаил Юрьевич, безопасность детей, участвующих в дорожном движении, всегда остается одним из ключевых приоритетов Госавтоинспекции. По каким направлениям идет работа?
— В первую очередь проводится анализ дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли либо получили травмы дети. Причем анализируются не только обстоятельства, способствующие таким ДТП, но и все сопутствующие факторы — время, погодные условия, даже семейные взаимоотношения и психологические характеристики ребенка. Все это дает нам возможность проработать систему адресного, точечного воздействия.
Например, сейчас мы видим, что основной нашей аудиторией уже становятся не дети (за последние 10 лет детская смертность в ДТП по вине самих юных участников дорожного движения снизилась многократно), а их родители — те самые взрослые, кто и по закону, и по морали несет полную ответственность за сохранение жизни и здоровья своих же собственных детей. Однако именно родители допускают выезд на полосу встречного движения, при перевозке детей не используют ни детских удерживающих устройств, ни ремней безопасности, и, к сожалению, именно родители становятся не самым лучшим примером для подрастающего поколения в том, что касается поведения в транспортной среде.
Поэтому мы значительное внимание уделяем этому направлению: проводим родительские собрания, развиваем участие родительской общественности в мероприятиях по безопасности дорожного движения, совместно с педагогами организовываем деятельность таких общественных движений, как «родительские патрули». Все эти комплексные мероприятия, уверен, дадут положительный результат.
— Дети на дороге зачастую становятся заложниками действий взрослых, особенно, когда находятся в роли пассажиров. Ребенок-пассажир в лучшем случае может сказать: «Мама, папа, пристегните меня в автокресле», но это не гарантия того, что взрослый прислушается. «Мы спешим», «ехать недалеко» — все мы знаем эти отговорки. Как достучаться до взрослых?
— Как раз это мы и пытаемся сделать — достучаться до разума взрослых. Я уже говорил про «родительские патрули». Так вот, именно мысль о том, что взрослый, участвуя в наших мероприятиях, потом автоматически сам будет соблюдать ПДД, в том числе находясь со своим ребенком, и стала основой для возникновения таких объединений. Вообще, ситуации, когда дети сами говорят родителям о необходимости соблюдения дорожных правил, происходят все чаще. Уверен, что это заслуга той самой непрерывной системы обучения детей безопасному поведению на дороге, которую мы реализуем.
Кроме того, если с детского сада объяснять ребенку, как правильно и безопасно вести себя на дороге, учить с ним правила дорожной безопасности, заниматься его воспитанием, то в дальнейшем у него появятся устойчивые навыки безопасного участия в дорожном движении.
В этой связи хочу поблагодарить и органы образования, и педагогических работников, которые нам активно помогают работать и с детьми, и со взрослыми. Госавтоинспекция находит различные формы взаимодействия с родителями — это и психологическая составляющая, и воспитательная, и, конечно же, надзорная. Наши сотрудники постоянно проводят рейды вблизи образовательных организаций, в местах массового скопления граждан с детьми. Они заставляют взрослых задумываться над проблемами сохранения детских жизней и здоровья, более бережного и ответственного к ним отношения.
— Важную роль в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и воспитательной работе с ровесниками играют ваши помощники — юные инспекторы движения. Расскажите, пожалуйста, об их деятельности.
— В нашей стране последовательно реализуется комплекс мер, направленных на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. В целях формирования законопослушного поведения совершенствуются вопросы обучения детей основам Правил дорожного движения. В этом деле у сотрудников Госавтоинспекции много помощников, но наиболее активные из них — сами дети, в первую очередь представители юидовского движения, которому в прошлом году исполнилось 50 лет.
В 2023 году Общероссийская общественная детско-юношеская организация по пропаганде БДД «Юные инспекторы движения» (ЮИД) вошла в состав Общероссийской организации «Движение первых», объединив в себе 35 тысяч отрядов из 89 субъектов Российской Федерации общей численностью более 485 тысяч участников в возрасте от 8 до 16 лет.
Юные инспекторы движения изучают правила, получают навыки оказания первой помощи пострадавшим в ДТП, учатся мастерству управления велосипедом. Они участвуют в пропагандистских акциях, которые проводят сотрудники Госавтоинспекции, вместе с ними выходят на дежурства возле школ, работают над повышением культуры поведения участников дорожного движения — как сверстников, так и взрослых.
Полагаю, что ЮИД как организация должна развиваться. Взятие шефства над дошкольниками, вертикально выстроенное взаимодействие, передача опыта и лучших практик от старших младшим, развитие добровольчества и корпоративной гордости — вот, на мой взгляд, основные приоритеты развития ЮИД.
Конечно, организация юных инспекторов движения должна быть и профориентационной. Если посмотреть более широко — чтобы каждый юидовец, который научился приносить добро, ценить дружбу, беречь участников дорожного движения, со временем сформировался в культурную, ответственную за свои поступки, успешную личность, настоящего человека, патриота и гражданина.
В приоритете — безопасность на дорогах и удовлетворенность граждан работой Госавтоинспекции
— Сейчас сервисы по линии Госавтоинспекции активно цифровизируются. Что уже сделано и что будет сделано в этом направлении в ближайшем будущем?
— Необходимо отметить, что Госавтоинс-пекция была в числе первых государственных органов, кто начал активно цифровизироваться. Сегодня жизнь каждого автомобилиста невозможно представить без цифровых сервисов. Поставить автомобиль на учет, обменять водительское удостоверение, даже получить выплату по ОСАГО — все это можно сделать удаленно, без очередей. Приведу только одну цифру: по итогам 2023 года гражданам оказано более 19,6 млн государственных услуг по линии Госавтоинспекции.
Это направление мы будем развивать и дальше, расширяя спектр услуг, доступных в электронном виде. Для оценки удовлетворенности качеством предоставляемых услуг у нас на постоянной основе проводится еженедельный мониторинг соблюдения подразделениями Госавтоинспекции установленных показателей «глубины очереди». На местах проводятся работа по изменению графиков приема заявителей, увеличению окон приема и свободных слотов, информирование заявителей в средствах массовой информации о режиме работы подразделений и наиболее загруженных часах приема.
Кроме того, в настоящее время разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила ведения государственного реестра транспортных средств». Документом уточняются порядок выдачи выписки в отношении конкретного транспортного средства или всех ТС конкретного владельца, а также условия ее подписания электронной подписью. Определены формы уведомления об отсутствии сведений и решения об отказе в предоставлении сведений, что позволит удовлетворить потребность граждан и организаций в получении официальной информации о регистрации транспортных средств в Российской Федерации.
— Какие приоритеты у Госавтоинспекции в 2024 году?
— Наши приоритеты остаются неизменными — сохранение жизней и здоровья наших граждан — участников дорожного движения. Ключевыми направлениями данной работы в настоящее время являются расширение возможностей информационного взаимодействия в области обеспечения безопасности дорожного движения, обеспечение эффективной реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения», организация работы по выявлению фактических причин, способствующих возникновению ДТП, совершенствование надзорной деятельности, повышение эффективности ведомственного контроля за подразделениями Госавтоинспекции. Кроме того, большое внимание и дальше будет уделяться качеству и доступности госуслуг по линии Госавтоинспекции, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, эффективности надзора за соблюдением ПДД участниками дорожного движения, обеспечению неотвратимости наказания за нарушения в области дорожного движения. Планируется продолжить работу по ранее выбранным векторам в части повышения безопасности пассажирских перевозок.
Учитывая январское выступление Президента Российской Федерации на совещании с членами Правительства Российской Федерации с тезисом о том, что задача сотрудников Госавтоинспекции «не ловить кого бы то ни было на дорогах, а обеспечить безопасность дорожного движения, понизить смертность на дорогах, снизить количество ДТП», а также его выступление на расширенном заседании коллегии МВД России в апреле о выведении на новый уровень обеспечения правопорядка и безопасности в том числе на транспорте, в текущем году организована приоритетная расстановка нарядов дорожно-патрульной службы на участках автодорог со сложной обстановкой и повышенной аварийностью с одновременным сосредоточением основных усилий на работе по предупреждению и пресечению правонарушений, непосредственно способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий.
С учетом поставленной Президентом Российской Федерации задачу о защите на Донбассе и в Новороссии граждан от криминальных угроз и об обеспечении нормального функционирования органов власти и различных учреждений, особое внимание уделяется оказанию организационно-методической помощи подразделениям Госавтоинспекции новообразованных субъектов Российской Федерации.
Кроме того, с 1 сентября вступит в силу Федеральный закон № 197, который вносит изменения в закон об организации дорожного движения. В нем в том числе регламентируется порядок установки камер фотовидеофиксации. В частности, список мест, где разрешено использовать комплексы, минимальное расстояние между камерами, правила обозначения их на дорогах и т. д.
Остаются среди приоритетных и вопросы совершенствования законодательства. Работа в этом направлении ведется постоянно. Так, с 1 апреля вступили в силу изменения в статьи 25 и 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», регламентирующие механизм допуска водителей транспортных средств к участию в дорожном движении. Этим документом, в частности, введены ограничения, связанные с управлением транспортным средством водителями с иностранными водительскими удостоверениями. Порядок выдачи российских национальных водительских удостоверений таким гражданам также прописан в этом законе.
Претерпела изменения и сама процедура экзамена на право управления транспортными средствами, в частности конкретизированы ряд ошибок, по ряду ошибок (нарушений) изменилось количество начисляемых штрафных баллов, уточнены сроки пересдачи экзаменов в случае, если кандидат в водители не сдал с первого раза.
Еще одним из приоритетных направлений я бы назвал организацию межведомственного электронного взаимодействия между Минздравом России и МВД России по предоставлению сведений об оформленных и аннулированных медицинских заключениях, а также о выявлении у водителя заболеваний или состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями к управлению транспортными средствами. Реализация указанных положений позволит исключить риски допуска к участию в дорожном движении водителей, имеющих заболевания, не позволяющие безопасно управлять транспортными средствами. Такие сведения предполагается передавать в виде электронного документа в соответствующем федеральном реестре, что не только позволит не допустить к управлению транспортным средством граждан, имеющих противопоказания, но и сократит время при получении государственной услуги, что, в свою очередь, окажет положительное влияние и на безопасность дорожного движения, и на удовлетворенность граждан работой Госавтоинспекции.
— Михаил Юрьевич, спасибо за обстоятельный разговор. И в качестве его завершения, что бы вы пожелали читателям «STOP-газеты»?
— Поскольку читатели «STOP-газеты» — это прежде всего люди, всем сердцем болеющие за безопасность дорожного движения, которым небезразлично то, что происходит на дорогах страны, то в первую очередь я бы хотел пожелать всем продуктивного взаимодействия на благо достижения нашей общей цели — создания комфортной, безопасной, безаварийной дорожно-транспортной среды.
Каждый из нас в том или ином качестве является участником дорожного движения, и все мы понимаем, что главное на дороге — взаимное уважение и безусловное соблюдение Правил дорожного движения. Поэтому желаю всегда быть в курсе текущих событий и новейших тенденций в области обеспечения дорожной безопасности.
А чисто по-человечески желаю всем мирного неба над головой, крепкого здоровья, семейного уюта, успехов во всех делах, реализации задуманного, поддержки и понимания коллег и друзей. И конечно же, безопасных дорог!
Наверх