Зинаида Ивановна Лисовская

Принято считать, что у ГАИ, как и у войны, не женское лицо, однако, когда приходит война, все меняется… Ушедших на фронт мужчин заменили женщины. Во время войны среди сотрудников омской милиции почти половину составляли прекрасные дамы. В тяжелые для страны годы с 1941 по 1947 год во главе омской ГАИ стояла женщина – Зинаида Ивановна Лисовская.

В ГАИ - по путевке

Зинаида Кузьмина (это ее девичья фамилия) родилась 23 октября 1914 года в городе Камень-на-Оби. Ей было три года, когда началась Великая Октябрьская революция, она и определила судьбу Зинаиды на многие годы.

В детстве Зина хотела стать медиком, но после школы поступила в Омский автодорожный институт. Училась она, что называется, с душой, активно занималась общественной работой, в студенческие годы даже избиралась депутатом Омского горсовета. Вышла замуж и стала Лисовской, родила сына без отрыва от учебы.

- Вообще-то работа в ГАИ не для женщин, - признавалась Зинаида Лисовская. – Но в 30-е годы ломались многие стереотипы. А мы, молодые, энергичные, считали, что нам все по плечу. Так почему и не стать госавтоинспектором?

В 1937 году, после окончания института, по путевке УВД вместе с десятью другими выпускниками попала в ГАИ, которая была организована при МВД в июле 1936 года. Начала карьеру со звания сержанта и должности госавтоинспектора, но в 1939 году по приказу МВД всем сотрудникам с высшим образованием присвоили звание старшего лейтенанта. А спустя год Лисовская стала капитаном и начальником отделения по присвоению квалификации шофера, председателем квалификационной комиссии. Омскую ГАИ возглавлял ее основатель Сергей Карпенко, а в 1940 году по состоянию здоровья был переведен на другую работу, обязанности начальника доверили исполнять Зинаиде.

Начальствовать ей пришлось недолго – через месяц прибыл и вступил в должность Александр Терентьев, до этого возглавлявший ГАИ Читинской области. И вряд ли Зинаиде довелось бы вновь стать начальником омской ГАИ, если бы не война. Сразу после начала Великой Отечественной Терентьев, как и большинство мужчин-милиционеров, написал рапорт об отправке на фронт и вскоре был призван. А Лисовской сказали: «Принимай руководство!»

- Я, конечно, испугалась, ведь ни за что же не справлюсь! – вспоминала Зинаида Лисовская. – Было мне всего 26 лет, на руках годовалая дочь и пятилетний сын, родители в преклонном возрасте, муж со дня на день на фронт уйдет. Но отказаться я не имела права: отдел сильно поредел с первых же дней войны. Когда состоялось мое представление личному составу, я потом долго плакала в своем кабинете.

Все для фронта, все для Победы

Спустя годы Лисовская признавалась, что было очень трудно, порой хотелось написать рапорт, чтобы назначили кого-то другого. В омской ГАИ остались почти одни женщины, которым пришлось учиться работать без мужчин. Выпускницы Омского автодорожного института К. Морозова и Н. Анохина возглавили техническую группу и квалификационную комиссию. К основной работе по обеспечению безопасности движения и технического надзора прибавился нелегкий труд по мобилизации автотранспорта из народного хозяйства и передаче его воинским частям, отправляющимся на фронт.

Мобилизационные пункты по приему автотранспорта работали практически круглосуточно, сама Лисовская возглавляла главный пункт на территории 16-го военного городка. Всего за годы войны из Омской области было передано более шести тысяч машин в Красную Армию, но основная нагрузка пришлась на 1941 год. В Омске были организованы центральные автомастерские по ремонту автомобилей, контроль за их работой был возложен на ГАИ.

Автоинспекторам добавилось работы, потому что командиры воинских частей, формирующихся в Омске, нередко допускали к управлению транспортом лиц, не имевших водительских прав. Машины с такими водителями регулярно задерживались работниками ГАИ, после чего Лисовской приходилось решать конфликты с армейскими командирами, которые пытались доказать, что тыл – это тот же фронт и ГАИ не имеет права задерживать воинские автомобили. Под руководством Лисовской в городе и области была обеспечена практически безаварийная работа автотранспорта.

Сейчас по омским дорогам ездят сотни тысяч автомобилей, а вот на 1 января 1944 года весь областной автопарк насчитывал всего 4167 машин, из них на ходу – 2321. Для народного хозяйства техники остро не хватало, поэтому ГАИ оказывала помощь колхозам и совхозам в мобилизации и ремонте грузовых машин для перевозки хлеба в период уборочных кампаний. Во многих организациях из списанных деталей удавалось восстанавливать автомашины, после тщательной проверки их технического состояния по ходатайству Лисовской облисполком принимал решение о регистрации таких машин.

Работа Лисовской по организации безаварийного дорожного движения и мобилизации машин для фронта была отмечена орденом Красной Звезды. «В марте 1943-го меня вызвали на семинар в Москву, где мне и был вручен орден, - рассказывала ветеран. - Среди собравшихся начальников региональных ГАИ со всей страны я была единственной женщиной. Пока добирались в столицу, довелось увидеть, что такое война. Когда прибыла в Рыбинск, немецкая авиация начала бомбить станцию, наш поезд уцелел, а выдвинувшись чуть раньше нашего поезд был уничтожен почти со всеми пассажирами. В Москве прожила два месяца на казарменном положении и выполняла обязанности по обеспечению порядка движения на улицах столицы».

Служба после Победы

Как вспоминала Зинаида Лисовская, после Победы основным направлением по предупреждению дорожных происшествий стала профилактическая работа в автохозяйствах с разбором конкретных случаев аварий и нарушений, занимались этим все, начиная с начальника ГАИ.

Сложно оценить вклад сотрудников омской ГАИ в Победу, но то, что он был, не вызывает никакого сомнения. Женщинам, которые на своих плечах вынесли все тяжести глубокого тыла, после войны стало полегче – в строй возвращались мужчины, победившие врага. В 1947 году демобилизовался бывший начальник омской ГАИ Александр Терентьев, которому Лисовская и передала свои полномочия. Недолгая женская пора в истории омской ГАИ завершилась.

Зинаида Лисовская была откомандирована в Краснодарский край и назначена заместителем начальника краевой ГАИ. Но на Кубани проработала меньше года, и по семейным обстоятельствам вернулась в Омск, заняв должность начальника отделения по приему экзаменов у водителей. А в 1953 году была переведена в центральный аппарат ГАИ начальником отделения кадров. Ее работа была связана с постоянными командировками в ГАИ республик, краев и областей. Не один раз пришлось побывать в Якутии и Киргизии. Уже опытному сотруднику Лисовской было присвоено звание подполковника милиции.

В 1958 году министр внутренних дел РСФСР Н. Стаханов лично вручил Лисовской медаль «20 лет безупречной службы в органах внутренних дел». Всего за годы службы она, кроме ордена Красной Звезды, была награждена семью медалями. В 1963-м вышла на пенсию по выслуге лет, а в 1970 году перебралась жить в Одессу. Но в Омск, где прошли ее лучшие годы, наведывалась постоянно, в последний раз приезжала в 1996 году на празднование 60-летия омской ГАИ.

Когда-то Зинаида Ивановна говорила, что проживет не меньше 90 лет. И ей на самом деле удалось дожить до 90-летия, как и обещала, но вот уже 9 лет как ее не стало. В Одессе живет ее дочь Светлана Ярцун, двое внуков и правнуки, и имя Зинаиды Лисовской навсегда вписано в историю омской милиции как единственной женщины, возглавлявшей областную ГАИ.

УГИБДД УМВД России по Омской области



Возврат к списку

август 2021

Назначения

Подписка на издание в любом почтовом отделении России

«Каталог российской прессы» (красный) подписной индекс: 11440

Onliine-подписка на сайте pochta.ru

Мы в соцсетях:

  

Наши друзья
LLL

Модуль 'Реклама, баннеры' не установлен.

Межрегиональная ассоциация автошкол



prop2.jpg

Последние новости


slowdown_banner.png

Практические советы



Создание сайта
веб студия «Модуль»