Сергей Васильевич Курносов

Из воспоминаний Сергея Васильевича Курносова, ветерана ВОВ, уроженца г. Тейково, Ивановской области:

«Когда началась война мне было 17 лет, мы с ребятами пошли в военкомат и попросили направить нас воевать в составе артиллерии. Выслушав нас, военком выгнал нас, сказал, что еще больно малы. Через несколько дней мы опять явились к нему и просили направить нас в артиллерию на фронт. Видя юношеское упорство, он отправил нас в училище минометно-пулеметное. На следующий день, под плач матерей, отправились с направлением в училище г. Ярославля. Но пушек мы не увидели, а только какие-то трубы на плитах. Очень разочаровались, подумали, что нас обманули и решили экзамен провалить. Что и сделали. Вернулись в Тейково. В военкомате, рассказав все наши разочарования о минометах и желании увидеть настоящие пушки, военком пообещал нас направить в сержантскую школу артиллерии. В Гороховецких лагерях я закончил школу разведчиков артиллерии и получил звание старшего сержанта. В школе учился с большим желанием и очень хорошо, был месяц на настоящих учениях в составе испытательной батареи по испытанию артиллерийских орудий разного калибра, в том числе и минометов 122-м калибра. Весной нас направили во вновь сформированный 386-й отдельный истребительный противотанковый полк 26-го ОСПр.Бр. на фронт под Москву, где-то возле Наро-Фоминска. У нас в полку были 56-миллиметровые пушки и автомобили «Шевроле». Разгрузились в лесу. Я был командиром отделения разведки. Первым заданием было узнать, где есть немцы и как разместить орудия на местах. Двигались лесом, далеко от линии фронта. Шли всю ночь. Остановились на опушке возле неизвестной деревни. В бинокль увидели - немцы в деревне. Окопы, ячейки, огневые точки были через несколько часов готовы. Так началась моя первая боевая вахта.

Первый бой с танками был в лесной поляне в июне. Мы шли в наступлении 1-го Украинского фронта. Бои были страшные. Я, как разведчик, находясь от батареи где-то в 100-150 метрах с бутылками горючей смеси и гранатами, отбивал пехоту от танков немцев. Страшно, когда на тебя ползет 30-тонная махина и режет из пулемета и пушки, сечет буквально все на своем пути. А ты сидишь на корточках в ячейке или окопе и ждешь, когда машина станет ближе… Самая главное в этот момент не вскочить, а ждать приближения танка на расстояние броска бутылки или гранаты. Таких гранат у нас было по две штуки и одна бутылка с бензином. Только в 1943 году нам выдали пулемет ППШ и заменили трехлинейку на карабин, а в батареи дали бронебойные снаряды. Да и наши батареи научились бить танки на расстоянии 120-150 метров. Сняли бронебойные щиты с пушек, чтобы не демаскировать себя. И это помогло не терять людей от осколков при попадании снаряда в щит. Если раньше расчет делал 1-2 выстрела и пушка была уничтожена танком, то теперь расчет пушки не терял ее до конца боя. Уничтожали по 3-4 танка. Так наш 386-й отдельный истребительный противотанковый полк, находясь в самых передовых позициях (там, где пехота, а то и на нейтральной территории), продвигался все ближе к Киеву и границе с Польшей. Самый страшный бой был под Белой Церковью. Мы потеряли все пушки и почти весь личный состав. Нас осталось 48 человек, остальные были убиты или попали в плен. Из моего отделения разведки остался я и Мурашов. Мы нашли брошенный мотоцикл, благодаря этому смогли вырваться из окружения и через три дня нашли штаб.

Переформировали нас в Житомире, дали новые 56-мм пушки и автомобили «Шевроле», состав пополнили из оставшихся людей из разных частей. У меня появился командир разведки взвода, я стал помощником командира взвода. Отдохнули, отоспались и вновь на фронт, в составе нового отдельного истребительного противотанкового полка №126 п/п 3304. Попали в состав 3-го Белорусского фронта. Шли с боями на Минск, Варшаву, Прагу, Будапешт, Германию. Бои не прекращались. Потери стали меньше. Но нашу ОИП бригаду бросали туда, где ждали продвижения немецких танков. Пройдя с боями до Берлина (не доходя 40 км), нашу бригаду 50 ОСПр.бр. бросили в восточную Пруссию. Там оставалась большая группировка войск и танковая армия. Дойдя до Кенигсберга и принимая участие в освобождении городов и поселков восточной Пруссии, мы закончили войну. 9 мая 1945 года утром криками и залпом из автоматов встретили великую Победу!!!

После того как войска начали отправлять в СССР, я вместе с начальником штаба 50-й ОСПр.бр. майором Николаем Михайловичем Новожиловым отправился на новое место назначения в Гродно (БССР). Там я попал в 76-й артиллерийский полк помощником командира разведки. Потом стал шофером, преподавателем, а затем начальником школы шоферов при полке. Выпустил три класса по 80 человек.

1945-1947 годы Засуха. Возили осоку из болот БССР. Потом лес для Донбасса и не забывали про боевую выручку. Доставалось.

Демобилизовался в мае 1950-го, приехал в Тейково (домой), устроился работать ремонтником на фабрику. А в 1951 году меня как комсомольца рекомендовал райком комсомола в органы КГБ. Так я попал в ГАИ на должность госавтоинспектора. Прошел стажировку. Проверяли транспорт, несли дежурство и т.д. Потом заместитель начальника ГАИ Десницкий направил меня в командировку в районы Палех, Южа, Мыт, Пестяки, В. Ландех на технический осмотр транспортных средств. Пробыл я в командировке шесть месяцев. Ночевал где попало: в сараях, у председателей колхозов, у доярок молочных ферм либо у какой-нибудь одинокой старушки. Питался – кто что подаст. Молоко, хлеб, картошка. Отношение населения ко мне было очень хорошее. Шофера старались пригласить к себе в дом и угостить кто чем может. За что я им был благодарен. Но спуску никому не давал.

Позднее меня вызывают в отдел кадров и объясняют, что меня посылают работать на Крайний Север в Магадан старшим инспектором ГАИ.

9 лет - с апреля 1952 года по 1961 год я работал госавтоинспектором ГАИ УВД Магаданской области. Прибыв в Иваново, купил себе дом, устроился на работу в гараж УВД старшим механиком ГАИ. Позже я ушел работать водителем в автохозяйство легковых автомобилей. Потом опять в гараж УВД старшим механиком, потом начальником снабжения гаража, в 1972 году переводом перешел старшим инженером по снабжению на станцию техобслуживания автомобилей (СТОА). Проработав до 60 лет в 1985 году ушел работать слесарем на фабрику им. Балашова и проработал до ее закрытия в 90-х годах. С 2003 года нахожусь дома на пенсии».

Не забывал Сергей Ваильевич и о коллегах – в ходе встреч с нынешними инспекторами ДПС он рассказывал о своей фронтовой биографии, делился воспоминаниями о службе в ГАИ. Сотрудники ГИБДД помнят его наставления – трудиться, не жалея себя, на общее благо.

К сожалению, в прошлом году Сергея Васильевича Курносова не стало. Всего год он не дожил до 90-летнего юбилея и 70-летия Великой Победы.

УГИБДД УМВД России по Ивановской области


Возврат к списку

август 2021

Назначения

Подписка на издание в любом почтовом отделении России

«Каталог российской прессы» (красный) подписной индекс: 11440

Onliine-подписка на сайте pochta.ru

Мы в соцсетях:

  

Наши друзья
LLL

Модуль 'Реклама, баннеры' не установлен.

Межрегиональная ассоциация автошкол



prop2.jpg

Последние новости


slowdown_banner.png

Практические советы



Создание сайта
веб студия «Модуль»