Иван Порфирьевич Шевченко

Иван Порфирьевич родился 1 января 1918 году в селе Спицевка Грачевского района. С детства ему нравилась техника, поэтому решил молодой парень стать трактористом. Родители были не против. Отучившись, сел Иван за трактор. И так бы работал всю свою сознательную жизнь, если бы не тяжелые для нашей страны 40-е годы. Молодое государство находилось в осаде. Не так требовались мирные специальности, как военные.

В 1939 году Ивана призывают служить в Красную Армию. В армии он становится водителем. Военным водителем.

1941 год. Война. С первых дней этой страшной войны солдата Шевченко перебрасывают на фронт. Он служит в транспортном батальоне, перевозит людей, оружие, боеприпасы, лично участвует в боевых операциях на 3-м Украинском фронте. Под ногами, вернее под колесами, сначала родная земля, потом Европа. И так до победного Мая 1945-го.

Война это война. Здесь смерти смотрят в глаза каждую минуту. Но первый случай под пулями Иван Порфирьевич помнит особо. Было это в 1942 году, зимой, когда он в колонне перевозил груз по Дороге жизни в осажденный Ленинград. «День, - вспоминает ветеран. – Никто не ожидал налета фашистской авиации, никто не предупредил, поэтому ехали спокойно. Грузовичёк мой «под завязку» нагрузили боеприпасами. А тут вдруг немецкие истребители. Заходят в лоб. Я даже лицо летчика успел разглядеть. Чувствую, что он нажимает на гашетку пулемета. По крайней мере, так мне казалось и кажется по сей день. От самолета потянулись белые полосы – пули. Секунды, или доли секунд. Не знаю, что мною двигало, но я по тормозам. Машина по зимней дороге сначала юзом потом занесло сильно. Самолет уже пролетел, а перед капотом только снег вздыбился от пулеметной очереди. Не попал он в машину. А если бы попал, то тогда бы война для меня и закончилась. За спиной ящики со снарядами...»

В тот самый первый день под обстрелом солдат Шевченко спас не только себя, но и офицера, который сидел рядом, и груз был доставлен на передовую.

А потом таких случаев было уже много, но в памяти навсегда остался самый первый.

О боевом пути ветерана свидетельствуют многочисленные награды: орден Красной звезды, медали «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией».

В органы внутренних дел Иван Порфирьевич пришел сразу после войны, а в 1946 году его пригласили работать в службу ГАИ, благо уже появился кое-какой опыт работы в органах и, разумеется, громадный фронтовой опыт водителя.

(Справка: В Орджоникидзевском крае (так тогда назывался Ставропольский край) аппарат краевой ГАИ сформировался к 26 апреля 1937 году. Ее численность насчитывала 31 человек. До этого, 21 августа 1936 года были организованы квалификационная и медицинская комиссии из 13 сотрудников. В штаты милицейских участков края вводилась должность одного автоинспектора. Начальником краевого ГАИ стал Рудольф Денисович Мергель.

И все же, инспектирование автотранспорта было для Ставрополья делом новым и очень сложным. К отсутствию опыта добавлялся дефицит квалифицированных кадров. К сентябрю 1937 года оставались вакантными все должности сотрудников ГАИ даже краевого центра - города Ворошиловска (Ставрополя).

Первым автоинспекторам довелось работать засучив рукава, потому что автотранспортное хозяйство края находилось в неудовлетворительном состоянии, крайне низкой была культура водителей и пешеходов.

Вместе с тем, уже в этот начальный период деятельности ГАИ формировались положительные традиции качественной работы. В 1938 году в Приказе по УНКВД края отмечалась хорошая работа краевой Госавтоинспекции под руководством Рудольфа Мергеля по выдаче технических паспортов и обмену номерных знаков на автомобилях).

Жила молодая семья Ивана и Раисы Шевченко в маленькой комнатушке на улице Свободной. Сейчас эта улица расстроилась, а 60 лет тому назад было совсем по-другому. Познакомился Иван Порфирьевич со своей супругой Раисой Григорьевной в 1946 году. Была она из Приднестровья и попала в Ставрополь во время войны. К сожалению, Раисы Григорьевны сейчас уже нет. Иван Порфирьевич был постоянно на работе, ибо забот в послевоенное лихолетье хватало: разгул преступности, беспризорники. Дома – жена и трое детей: сыновья Саша и Витя, дочь Валентина.

«Никаких служебных машин в те годы не было, - рассказывает ветеран. – Мы патрулировали улицы на лошадях. Задерживали ли воров и грабителей? – Конечно. Тогда, за поимку серьезного бандита, кстати, его не только мы разыскивали, но и НКВД, я свою первую премию за хорошую службу получил. Какая премия? – Обыкновенный гражданский костюм. Одежды после войны было мало…

В послевоенные годы. Автотранспорт был практически весь импортный - трофейный и техника, поставленная из стран антигитлеровской коалиции по «ленд-лизу». В дежурной части УВД, уголовном розыске были «Виллисы», « ГАЗики», у ОБХСС - «Мерседес».

Начальник милиции и его заместители пользовались автомашинами «Опель-Адмирал» и «Шевроле», а рядовые сотрудники розыска, и мы – Госавтоинспекция – мотоциклами «М-72» и «Харлей-Дэвидсон». Поэтому после лошади я пересел на мотоцикл, а еще через шесть или семь лет на «Газон».

Рассказ Ивана Порфирьевича дополняет его сын, Виктор: «Мне было шесть лет, когда отец приехал домой на обыкновенном военном зеленом «Газончике». Забрался я в машину, схватился за руль, хотел поудобней устроиться и случайно нажал на сцепление. Покатилась машина… От отца взбучку получил», - смеется Виктор. - Отец иногда брал нас с собой на работу. Тогда здание Управления ГАИ находилось на улице Дзержинского.

А вообще наш отец – достойный человек. Мы им гордимся. Он с уважением относился к технике, за что не раз получал благодарности и премии от командования. Не пил и не курил. И нас так приучил. Хотя о чем это я? И внуки так живут, хотя уже взрослые.

И только в 1963 году ему дали квартиру на улице Шевченко, в которой он и проживает вот уже более 50 лет.

36 лет и 8 месяцев отдал бывший солдат укреплению порядка и законности на дорогах Ставропольского края. О его добросовестной службе свидетельствуют медали «За безупречную службу» 1-й и 2-й степени.

«Мой начальник, подполковник Пашков, - рассказывает Иван Порфирьевич, - не хотел отпускать меня на пенсию. Говорил, мол, когда я пойду, тогда и ты пойдешь. Еле удалось уговорить… Конечно, сейчас другая картина, - вспоминает бывший инспектор ДПС. – И жизнь другая, и машины, и люди… Раньше не было столько машин, как сейчас. Я знал практически всех водителей, водители знали и уважали меня…»

К сожалению, Иван Порфирьевич Шевченко остался на сегодняшний день последним в крае ветераном ГАИ, который прошел боевой путь в Великой Отечественной войне.

УГИБДД ГУ МВД по Ставропольскому краю


Возврат к списку

август 2021

Назначения

Подписка на издание в любом почтовом отделении России

«Каталог российской прессы» (красный) подписной индекс: 11440

Onliine-подписка на сайте pochta.ru

Мы в соцсетях:

  

Наши друзья
LLL

Модуль 'Реклама, баннеры' не установлен.

Межрегиональная ассоциация автошкол



prop2.jpg

Последние новости


slowdown_banner.png

Практические советы



Создание сайта
веб студия «Модуль»