Николай Васильевич Сидорский, Иван Петрович Рузаков

Сидорский Николай Васильевич родился 4 декабря 1926 года в с. Саловка Лямбирского района Мордовии, с 1934 по 1943 год учился в Саловской средней школе (десятилетке). В ноябре 1943, в 17 лет, был мобилизован в Красную Армию и зачислен в 27-ой учебный автомобильный полк, который дислоцировался в поселке Измайлово Ульяновской области. Там курсант проучился до апреля 1944 года. В течение полугодия успешно освоил марки автомобилей ЗИС-5, ГАЗ-А. По окончании курсов получил документы шофера третьего класса, и в составе трех рот новобранец был направлен в Москву для формирования 238-го отдельного батальона. В дальнейшем по фронтовым дорогам колесил на "Студебеккерах", "Фордах", "Шевроле". В начале августа этого же года железнодорожными эшелонами солдат доставили в расположение танковой бригады 2-го Украинского фронта. С боями Николай прошел северную часть Румынии, всю Венгрию, вошел в Чехословакию, где недалеко от Праги и встретил День Победы. Но на этом война для Сидорского не закончилась.

Личный состав батальона через весь Советский Союз проследовал по железной дороге в распоряжение Забайкальского фронта, где бойцы начали воевать с отборными войсками японцев. Второй день Победы Николай Васильевич встретил в Манчжурии, пройдя с боями Большой Хинган. Служил в армии молодой солдат еще пять лет и заканчивал военную службу водителем-инструктором в Московской бронетанковой академии. В Саранске бывшего фронтовика встретили хорошо. Как недавно мобилизованного, пригласили в отдел кадров МВД и предложили на выбор работу в любом подразделении. Выбор пал на ГАИ. 13 марта 1951 года лейтенант милиции Н.В. Сидорский переступил порог небольшого деревянного здания республиканской ГАИ на ул. Льва Толстого в Саранске, где и начал служить в милиции на должности госавтоинспектора. Основной его обязанностью был надзор за техническим состоянием автотранспорта. Уже через год Николая Васильевича перевели на должность старшего инспектора дорожного надзора и дали в подчинение одного инспектора. Именно на их плечи легли выезды на дорожно-транспортные происшествия, оформление первичных материалов и передача их следствию. Два года 1960-1961 руководил отделением регулирования уличного движения г.Саранска. С 1961 по 1972 года был заместителем начальника отдела Госавтоинспекции, а с 1972 по 1984 годы уже сам руководил отделом ГАИ МВД Мордовии. Николая Васильевича подчиненные уважали, прежде всего, за то, что за все 12 лет руководящей работы никто не слышал от него грубого слова, и он к своим коллегам проявлял исключительное уважение. Таким же образом строились и отношения сотрудников с участниками дорожного движения.

В бытность начальника Н.В. Сидорского постепенно укрупнявшийся коллектив отдела ГАИ переселился в добротное современное здание на ул. Строительной. И третья часть существующего ныне комплекса административных помещений построена в годы его руководства отделом ГАИ. В то же время в Мордовии происходили исторически значимые события: были введены в действие крупные транспортные предприятия, первые троллейбусные линии в столице республики и др.

В 1984 году, выйдя на пенсию, Сидорский не закончил свою трудовую деятельность, он некоторое время являлся директором автошколы, при этом возглавлял Совет ветеранов ГАИ-ГИБДД Мордовии.

Военные:

Медаль «За боевые заслуги»

Орден Отечественной войны

Медаль «За победу над Германией»

Медаль «За победу над Японией»

Медаль «За взятие Будапешта»

Медаль «За взятие Вены»

Послевоенные:

Орден Трудового Красного знамени

Медаль «За боевые заслуги»

Рузаков Иван Петрович родился в деревне Кошкаровка, Ромодановского района Мордовии 17 октября 1925 года. В 17-летнем возрасте почти год с марта 1942 по январь 1943 работал в колхозе им. Чапаева в своей родной деревне. И уже 9 января 1943 года был мобилизован в 38-й запасной стрелковый полк, который дислоцировался в г.Можга, затем до ноября 1944–го Рузаков - курсант Винницкого военно-пехотного училища, по окончании которого Иван Петрович становится командиром стрелкового взвода 321-го стрелкового полка. С боями прошел всю Польшу. В марте 1945 был ранен и семь месяцев находился на излечении в госпитале. Здесь и произошла история, которую ветеран Рузаков вспоминал всю свою жизнь.

Получил он многочисленные ранения, одно из которых было в ногу. Требовалась пересадка большого участка кожи и, как на грех, не было анестезии. Но операцию необходимо было делать срочно, и молодой боец сказал, что вытерпит и так. Врачи сначала не поверили, но каково же было их удивление, когда во время всей операции этот 19-летний паренек не издал ни одного стона.

Закончил войну Рузаков на Украине младшим лейтенантом, командиром стрелкового взвода 245-го стрелкового полка. Демобилизовавшись, Иван Петрович не сразу пришел на работу в милицию, почти два года до февраля 1949 он проработал рабочим на Саранском консервном комбинате, и еще два года в горжилуправлении. И только в январе 1951 года по партийной мобилизации пришел работать в органы внутренних дел. Но и здесь Иван Петрович не сразу попал в ГАИ. Сначала он – оперуполномоченный отдела уголовного розыска Управления милиции МГБ Мордовской АССР, в декабре этого же года ему присвоено первое милицейское звание – младший лейтенант. В августе 1956 Рузаков становится следователем в Саранском городском отделе милиции. И снова судьба делает зигзаг – с февраля 1958 он старший инспектор детской комнаты милиции. Наконец, в марте 1961 года Иван Петрович пришел на службу в Госавтоинспекцию. Сначала госавтоинспектор, затем старший инспектор-дежурный, старший инспектор по пропаганде и с марта 1968 года начальник отделения ГАИ г.Саранска. В декабре 1972 года был назначен на должность заместителя начальника отдела ГАИ Республики с присвоением специального звания подполковник милиции. Уволен в запас в июле 1985 года, но и здесь он остался неразлучен с теперь уже бывшим своим начальником Н.В. Сидорским и становится заместителем директора автошколы, а впоследствии в 2000 году заместителем председателя Совета ветеранов ГАИ-ГИБДД. Один из запоминающихся случаев службы в ГАИ произошел в семидесятые годы. Ночью на ул. П. Морозова произошло ДТП – наезд на женщину, всех сотрудников подняли по тревоге. Особая примета данной автомашины - «сильный рев». Всех «гаишников» распределили по автохозяйствам, Иван Петрович был направлен во 2-ое грузовое АТП. Поинтересовались у сторожа: «Не въезжала ли какая-нибудь машина в течение последнего часа?» Сторож ответил утвердительно, и даже заметил, что машина очень сильно «ревела». Обошли все и только в конце гаража обнаружили ЗИЛ-158 с характерными следами ДТП. Рузаков подошел к машине, открыл дверцу, а в кабине спят водитель и пассажир – оба в сильном подпитии. Так и нашли тех, кто совершил это ДТП.

Иван Петрович Рузаков награжден орденом Отечественной войны 2-ой степени, медалями «За победу над Германией», «За безупречную службу 3-й степени», «За безупречную службу 2-й степени», «20 лет победы в Великой Отечественной войне», «50 лет Советской милиции», «50 лет Вооруженным силам СССР».


Возврат к списку

август 2021

Назначения

Подписка на издание в любом почтовом отделении России

«Каталог российской прессы» (красный) подписной индекс: 11440

Onliine-подписка на сайте pochta.ru

Мы в соцсетях:

  

Наши друзья
LLL

Модуль 'Реклама, баннеры' не установлен.

Межрегиональная ассоциация автошкол



prop2.jpg

Последние новости


slowdown_banner.png

Практические советы



Создание сайта
веб студия «Модуль»