Начальник УГИБДД МВД по Республике Башкортостан В. А. Севастьянов: Хочу, чтобы каждый на дороге чувствовал себя в безопасности
30 июня 2023
Наша страна прекрасна своим разнообразием. Каждый из регионов, являющихся ее частью, по-своему уникален, неповторим, в каждом есть своя изюминка. Но все их объединяет одно — уникальная способность людей отдавать себя любимому делу без остатка. Во всяком случае, среди тех, кто посвятил свою жизнь службе в Госавтоинспекции, это чувствуется всегда.
Во время моей командировки в Уфу, где проходил республиканский слет ЮИД, в рамках которого редакция «Доброй Дороги Детства» открыла республиканский пресс-центр ЮИД в Башкортостане, мне посчастливилось побывать в гостях в Управлении Госавтоинспекции республики по приглашению его начальника — полковника полиции Владимира Александровича Севастьянова — и узнать, чем живет Госавтоинспекция Башкортостана, как в регионе удается добиваться стабильного снижения аварийности и какие ноу-хау по безопасности дорожного движения нашли свое воплощение в республике. Обо всем этом читайте в новом выпуске нашей рубрики «В диалоге».
— Владимир Александрович, какие первоочередные задачи стоят перед Управлением ГИБДД Башкортостана? И какие ключевые проблемы с точки зрения безопасности движения в республике Вы бы выделили на сегодняшний день?
— Основными задачами, стоящими перед нами, Управлением ГИБДД, являются, конечно же, поддержание порядка на дорогах республики, повышение безопасности дорожного движения, кардинальное снижение числа погибших и пострадавших в ДТП. В республике накоплен большой положительный опыт программного решения проблем с аварийностью, благодаря чему смертность на дорогах республики за последние 10 лет снизилась вдвое.
Конечно же, главной формой предупреждения дорожно-транспортных происшествий для нас остается надзор за участниками дорожного движения, осуществляемый силами дорожно-патрульной службы ГИБДД. Ежедневно на территории республики в системе единой дислокации несут службу 370 инспекторов ДПС (111 экипажей в дневное время и 74 — в ночное). Причем в приоритетном порядке наряды выставляются на наиболее аварийных участках. В целях предупреждения и пресечения дорожно-транспортных происшествий в Башкортостане введена практика проведения еженедельных профилактических мероприятий, в рамках которых сотрудники ДПС совместно с приданными силами из числа других служб территориальных ОВД проводят сплошные проверки транспорта. Кроме того, исходя из анализа аварийности, с учетом времени года, погодных условий и иных факторов проводятся профилактические операции, направленные на снижение аварийности, связанной с выездом на встречную полосу, управлением транспортными средствами водителями в состоянии опьянения, непредоставлением преимущества в движении пешеходам, несоблюдением правил перевозки детей.
Среди реализуемых мер — применение комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД, которые повышают сознательность участников дорожного движения, «дисциплинируют водителей». Сейчас на дорогах республики — более 1800 камер, их постоянное перемещение на наиболее проблемные участки и расширение спектра фиксируемых нарушений позволяют повысить эффективность применения оборудования. При этом ограничительные меры не дадут желаемого результата, если участники движения не воспринимают безопасное поведение на дороге как норму. С этой целью, сотрудники Госавтоинспекции Баш-кортостана проводят широкомасштабную информационно-пропагандистскую работу по повышению культуры участников дорожного движения. В прошлом году на трансляцию социальных роликов на телевидении в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» было выделено 11 млн рублей. Видеоролики по безопасности дорожного движения были показаны в эфирах основных республиканских телекомпаний более 8 тысяч раз. Активно ведется профилактическая работа в образовательных организациях. Проводятся беседы с участниками дорожного движения в местах массового скопления граждан. Наши инспекторы регулярно выезжают на автопредприятия.
В снижении аварийности сегодня нам, безусловно, очень помогает реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги». Вместе с тем, анализ причин ДТП, произошедших в республике, показывает, что решены далеко не все проблемы. Это связано и со сложным рельефом на отдельных участках, и с интенсивными потоками транспорта.
Так, одна из самых аварийных дорог в регионе — участок трассы М5 с 1491-го по 1548-й км в Иглинском районе. За последние три года здесь произошло 74 ДТП с 37 погибшими. Сложная ситуация складывается на ряде дорог регионального значения. На трассе Уфа — Инзер — Белорецк за три года погиб 41 человек, на участке дороги М5 — Чишмы — Аксеново — Киргиз — Мияки — 31, на трассе Дюртюли — Нефтекамск — 27.
Все эти аварийные места нами совместно с заинтересованными ведомствами обследованы, были разработаны и проведены первоочередные меры по недопущению ДТП: установлены дорожные знаки, ограничивающие скорость движения, выставлены дополнительные камеры фотовидеофиксации, которые фиксируют выезд на полосу встречного движения и разговор по телефону во время движения, поставлены баннеры социальной рекламы. Мы пересмотрели дислокацию выставления экипажей ДПС с учетом плотности движения транспортных средств в выходные дни.
В результате проделанной работы в 2022 году удалось достичь снижения количества дорожно-транспортных происшествий на 10,3% (3467), числа погибших — на 14,8% (410) и раненых в них людей — на 10,4% (4252).
— Башкортостан — один из сложных в автомобильном плане регионов, через республику идут транспортные артерии с востока на запад и с Урала — на юг России. По протяженности сети автодорог регион — второй после Алтайского края. Тем не менее, аварийность на дорогах республики стабильно снижается. Как удается добиваться результатов по снижению аварийности?
— Самое главное, как мне кажется, это происходит благодаря тому, что у нас есть полное взаимопонимание с руководством республики, с другими ведомствами, от которых зависит безопасность на дорогах. Я очень благодарен главе Республики Башкортостан Радию Фаритовичу Хабирову, который нас слышит, вникает в наши проблемы и, как бы пафосно это ни звучало, действительно переживает за состояние дел. Фактически под его руководством объединились все заинтересованные ведомства. А когда все заинтересованы в безопасности дорожного движения — тогда и есть результат. С Минтрансом мы также работаем в тесном контакте, обсуждаем в ежедневном режиме, резонансные ДТП, вместе ищем пути решения проблемы с аварийностью. На сегодняшний день мы взяли в работу пять участков дорог, среди которых есть и федеральные, и региональные трассы, вызывающие наибольшую тревогу в плане аварийности. Например, у нас есть участок с 33-го по 101-й км автодороги Уфа — Янаул, где только за полгода здесь погибли шесть человек.
Что мы сделали? Бросили на этот участок все силы: буквально в течение 20 дней поставили там камеры, причем они фиксируют не только скорость, но и выезд на встречную полосу, непристегнутый ремень безопасности и другие нарушения, обновили разметку, подсветили перекрестки. И в результате в следующие полгода там погиб только один человек. В этом году взяли еще одно направление — 80 километров, где за три года было 40 погибших. Тоже выезжала комиссия, чтобы определить, что необходимо делать, выделили деньги. Будем работать.
— Понятно, что добиться положительных результатов без тесного сотрудничества между различными ведомствами невозможно. Как реализуется межведомственное взаимодействие в Башкортостане? Какие проекты с другими ведомствами сейчас в работе?
— В рамках межведомственного взаимодействия Управлением Госавтоинспекции МВД по Республике Башкортостан организована работа по ряду направлений. На постоянной основе мы взаимодействуем с органами исполнительной власти республики в части приведения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог в соответствие предъявляемым требованиям, устранения причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий.
С участием органов управления дорожно-транспортным комплексом республики ежегодно разрабатываются совместные планы по предупреждению гибели участников дорожного движения в автоавариях, в рамках которых с учетом предложений УГИБДД МВД по Республике Башкортостан реализуются мероприятия по обустройству дорог техническими средствами организации дорожного движения. Еженедельно проводятся комиссии по выработке мероприятий, направленных на устранение причин совершения ДТП с погибшими на автодорогах республики.
Особое внимание уделяется пассажирским перевозкам. В соответствии с ежемесячным графиком территориальными подразделениями Госавтоинспекции проводятся совместные мероприятия, направленные на выявление и пресечение незаконных перевозок пассажиров под видом заказных. В рамках совместной работы с Министерством образования и науки Республики Башкортостан ежегодно проводятся республиканские конкурсы отрядов юных инспекторов движения «Безопасное колесо», конкурс КВН «Безопасная дорога детства», в преддверии и во время каникул проходит профилактическая акция «Внимание — дети!». Кроме того, проблемные вопросы состояния аварийности рассматриваются на совещаниях в формате «Транспортный час» под председательством главы Республики, и принимаемые решения позволяют оперативно влиять на дорожную обстановку.
— Про национальный проект «Безопасные качественные дороги» вы уже упоминали. Как в республике идет работа по его реализации?
— В настоящее время на территории республики в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» реализуются региональные проекты «Региональная и местная дорожная сеть», «Обще-системные меры развития дорожного хозяйства», «Безопасность дорожного движения». В 2022 году введены в эксплуатацию 177,5 километра отремонтированных и реконструированных дорог и 431,5 погонного метра мостовых сооружений. Продолжаются работы по строительству капиталоемких объектов, таких как транспортная развязка в Октябрьском районе Уфы. Продолжается реконструкция автодороги Бирск — Тастуба — Сатка на участке обхода с. Кара-идель. Строится новый выезд из Уфы на автомобильную дорогу федерального значения М5 «Урал» («Восточный выезд»). Все эти объекты должны быть введены в строй в 2023–2024 годах.
В 2023 году планируется увеличение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, до 57,08%, долю дорожной сети городских агломераций, соответствующих нормативным требованиям, планируется довести до 80,12%. В рамках проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» планируется внедрение интеллектуальной транспортной системы в Уфимской агломерации. Для этого в Уфе уже установили 50 умных светофоров и запустили Центр управления дорожным движением. До конца 2023 года в Уфе появится еще 51 интеллектуальный перекресток. Всего в результате реализации проекта в городе будет модернизировано 140 светофорных объектов из 415 существующих.В 2023 году планируется приобрести еще 43 передвижных комплекса автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД, на 41 перекрестке в Уфе и Стерлитамаке будут установлены стационарные камеры фотовидеофиксации. Также будет проводиться работа по передислокации имеющихся стационарных камер на вновь образующиеся места концентрации ДТП. Кроме того, на дорогах республики запланирована установка 30 муляжей камер.
— Я знаю, что Вы сами часто ездите за рулем. Какие проблемы или, напротив, положительные моменты, Вы замечаете с водительского сиденья?
— Да, действительно, я за рулем практически ежедневно. Конечно, случается, подмечаю недостатки, особенно утром, когда еду на службу. Утро — самое лучшее время для этого, чтобы затем на оперативке поднять проблему.
— И какие проблемы, если не секрет?
— В основном ямы на дорогах, покосившийся знак, который случайно задела коммунальная машина. Обычно звоню в ГИБДД Уфы сотруднику, который отвечает за дороги, могу фотографию скинуть, прошу принять меры. Это такая живая работа.
Или вот этой зимой, в середине новогодних праздников, был случай. После сильного снегопада город встал в пробках, потому что основные магистрали почищены, а те улицы, которые принимают правые и левые повороты — нет. Из-за снега они были заужены настолько, что две машины там просто не могли разъехаться. Тогда мы вместе с администрацией города разработали план перекрытия улиц в ночное время. Активно транслировали эту информацию в СМИ, по телевидению. В 23:00 закрывали улицы, пригоняли эвакуатор, цивилизованно, в присутствии сотрудника Госавтоинспекции, перемещали припаркованные машины на соседние улицы. Затем приезжала снегоуборочная техника, работала, и к утру снег вывозили. Не скажу, что это решило проблему на все 100 процентов, но ситуацию удалось взять под контроль.
Ну а если говорить более глобально, то вижу, как с каждым годом идет активный рост автомобилизации в регионе. Из положительного отмечу возросшую культуру участников дорожного движения. Практически все водители пристегиваются, перевозят детей в детских удерживающих устройствах. Меньше происходит ДТП с участием нетрезвых водителей. Дороги стали более безопасными, оснащаются дополнительными техническими устройствами, интеллектуальными светофорными объектами, современными дорожными контроллерами с возможностью адаптивного регулирования транспортных потоков, камерами телеобзора, которые позволяют получать объективную информацию о текущей ситуации на дороге. Благодаря этим данным мы можем в оперативном режиме пересматривать алгоритм работы светофорных объектов с целью увеличения пропускной способности дороги.
Из отрицательных моментов отмечу в первую очередь использование гаджетов и водителями и пешеходами, что является очень опасным фактором и нередко становится причиной ДТП. С нашей стороны принимаются все меры по повышению правосознания участников дорожного движения, проводятся профилактические рейды, с раздачей информационных буклетов, на местных телеканалах и радиоэфирах демонстрируются ролики социальной рекламы о недопустимости пользования телефонами за рулем и при переходе дороги пешеходами.
— Вы весьма активны в соцсетях, как и Ваш предшественник. И сегодня я стала вашим подписчиком. Как аудитория реагирует на то, что главный государственный инспектор Башкортостана так активно рассказывает о работе своего ведомства?
— Как говорится, на войне с аварийностью все средства хороши. Для того чтобы достучаться до каждого участника дорожного движения, мы стараемся использовать все доступные возможности. Это средства массовой информации, радио, телевидение, печатные издания, Интернет. Решение об открытии своей страницы в Телеграм мною было принято в прошлом году. Сегодня у нее 5 тысяч активных подписчиков — это те люди, которые находятся с нами на одной волне, которых волнует безопасность на дорогах республики.
В телеграм-канале мы стараемся размещать актуальную информацию о профилактических мероприятиях Госавтоинспекции, состоянии аварийности, даем предварительные причины дорожных происшествий, рассказываем о задержании нетрезвых водителей, раскрытии преступлений, об оказании помощи участникам дорожного движения, ограничениях на отдельных участках автодорог, предоставлении государственных услуг по нашей линии.
Наши материалы дублируются на страницах местных медиаизданий. В целом мы имеем положительную реакцию со стороны участников дорожного движения, что подтверждается просмотрами наших публикаций. Подобного рода взаимодействие со всеми участниками дорожного движения позволяет оперативно получить обратную связь в неофициальном формате.
— Сегодня уже очевидно, что одними только техническими средствами — реконструкцией дорог, установкой комплексов фотовидеофиксации и т. п. — проблему аварийности на дорогах не решить. Что в Башкортостане делается для того, чтобы воздействовать на умы участников дорожного движения?
— Я считаю, что на сегодняшний день это самое главное. Установка комплексов фотовидеофиксации, безусловно, дает результат, в том числе и как элемент профилактики. Места установки камер — ни для кого не секрет, да и видно их издалека, а перед находящимися вне населенных пунктов стоят предупреждающие знаки, что дает время снизить скорость и начать соблюдать ПДД. Более того, эти места отмечены в навигационных системах. Также участников дорожного движения дисциплинирует присутствие экипажей ДПС. А кроме того, остается ряд нарушений, которые могут зафиксировать исключительно инспекторы, например, вождение в нетрезвом состоянии. За прошлый год на дорогах республики было задержано порядка 13 тысяч пьяных водителей.
Вместе с тем борьба с правонарушениями должна происходить в первую очередь за счет повышения культуры граждан — чтобы каждый водитель осознавал свою ответственность. И поэтому мы всегда, когда проводим рейды, широко даем информацию в СМИ, что в таких-то районах будут проходить сплошные проверки. И если человек выпил, он, услышав такую информацию, уже не рискнет сесть за руль. Значит, кого-то мы удержим от необдуманного поступка.
Сейчас прорабатываем вопрос по оформлению водителей в нетрезвом состоянии участковыми. Не секрет, что в отдельных удаленных территориях, в деревнях и небольших городах, где нет постоянного присутствия на дорогах сотрудников Госавтоинспекции, остро стоит проблема нетрезвого вождения. Пьяных водителей там просто некому выявлять. То есть участковые уполномоченные по закону имеют право это делать, но такая практика у нас отсутствовала. И мы вышли в наше республиканское Министерство внутренних дел с призывом активизировать эту работу, взяли на себя инициативу обучить данных сотрудников, ведь процесс оформления — достаточно кропотливый и непростой в части сбора доказательной информации. Мы исходим из того, что даже если в данной деревне нет сотрудника ДПС, зато есть участковый, который видит, кто, когда, куда поехал, в каком состоянии и может зафиксировать такое правонарушение, как вождение в нетрезвом состоянии, и человек будет лишен права управления. Это тоже элемент профилактики.
— Что в Башкортостане делается для того, чтобы стимулировать правопослушное поведение участников дорожного движения? На что больше делается упор: на воспитание ответственного поведения у участников дорожного движения, поощрение законопослушных водителей и пешеходов или на наказание нарушителей?
— Вы знаете, у нас нет цели наказать как можно больше нарушителей ПДД. Мы стараемся поощрять законопослушных участников дорожного движения. Я сам лично встречаюсь с людьми, активно пропагандирующими безопасное поведение на дорогах, оказавшими помощь участникам дорожного движения. Например, в Белебеевском районе у нас есть пенсионер, участник Великой Отечественной войны, который ни разу не нарушал Правила дорожного движения. Про таких людей снимаем сюжеты для телевидения, пишем статьи.
Еще один момент: мы стараемся отметить тех участников дорожного движения, которые оказали помощь на дороге, проявили отзывчивость, водительскую взаимовыручку. В этом году вручили благодарственные письма нескольким отличившимся водителям. Я вспоминаю неординарный случай, который произошел в Учалинском районе. Простая жительница села слепила две ледяные скульптуры — сотрудника Госавтоинспекции и патрульного автомобиля ДПС в натуральную величину, и для односельчан появление стражей порядка стало неожиданностью в новогодние праздники. Про это мы узнали из социальных сетей по рассказам местных жителей. Это послужило помощью и профилактикой аварийности: в длинные новогодние выходные в селе не произошло ни одного происшествия с участием нетрезвых водителей. Оценив творческий поступок, я принял решение объявить ей благодарность.
А вот другой случай, где гражданин проявил настоящий героизм. За мужество и отвагу почетной грамотой МВД и ГИБДД Башкирии был награжден 29-летний житель Иглинского района Марат Залыков. Молодой человек спас нашего сотрудника, находящегося не на службе, которого во время дорожного конфликта ранил ножом пьяный таксист. Марат бросился на помощь полицейскому и тоже получил ножевые ранения. Вскоре на место происшествия подъехала следственно-оперативная группа. Силовики задержали злоумышленников. Раненых — полицейского и Залыкова — госпитализировали.
— Самые незащищенные участники дорожного движения — это дети, пешеходы, велосипедисты. Какие проекты по детской дорожной безопасности реализуются в республике?
— Детская безопасность находится на особом контроле Госавтоинспекции. Мы стараемся охватить этой работой как можно больше юных участников дорожного движения. Для этого у нас проводятся республиканский фестиваль «Дорожная безопасность. Дети», конкурсы рисунков «Дорожные картинки», творческих поделок «На страже дорог!», а также конкурсы видеороликов и социальной рекламы «Держи курс на ПДД», республиканское первенство по юношесному автомногоборью, различные акции, олимпиады, фотовикторины, флешмобы, челленджи, квесты, вебинары по ПДД. Большой популярностью пользуется КВН «Безопасная дорога детства» среди учащихся образовательных организаций, который проходит в республике на протяжении 20 лет. В настоящее время проводится республиканский семейный челлендж «Засветись красиво!», направленный на популяризацию использования световозвращающих элементов. Все это позволяет нам в творческой, игровой и шуточной форме привлечь большое число детей к изучению серьезной темы — Правил дорожного движения.
Активно развивается юидовское движение. Сегодня в республике насчитывается 22 тысячи юидовцев. Это наши помощники в том, что касается профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Много внимания уделяется взаимодействию с родителями. Проводятся родительские собрания с участием сотрудников Госавтоинспекции, где освещаются вопросы применения световозвращающих элементов, перевозки детей в салоне легкового автомобиля, разъясняются требования законодательства и ПДД, возможные правовые последствия их нарушения. В каждой общеобразовательной организации Башкортостана созданы и работают «родительские патрули».
В преддверии каникул в рамках республиканской профилактической акции «Внимание — дети!» во всех образовательных организациях республики проходят профилактические мероприятия, традиционный единый день Правил дорожного движения, во время которых инспекторы ГИБДД выходят в рейды, а педагоги образовательных организаций еще раз напоминают школьникам о правилах безопасного поведения на дорогах.
В рамках реализации Всероссийской программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги» по инициативе Министерства образования и науки Республики Башкортостан 28 апреля 2022 года на базе средней общеобразовательной школы № 5 с. Иглино открылся 14-й муниципальный ресурсный центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. На базе этого ресурсного центра прошел зональный семинар «Организация работы по профилактике детского травматизма». Слушатели познакомились с успешными практиками по организации профилактической работы, обучению детей основам безопасного поведения на дорогах и воспитанию общей культуры поведения всех участников дорожного движения.
Также хочу отметить, что только у нас в Республике Башкортостан по поручению главы региона третий год в школах реализуется образовательный проект «Взлетай!», в котором принимают участие более 12 тысяч учащихся 10–11-х классов. В рамках проекта школы заключают договоры с колледжами, автошколами или местными отделениями ДОСААФ, специалисты которых проводят занятия с детьми, обучая навыкам вождения автомобиля. Первые 1066 выпускников в 2021 году успешно прошли курс обучения и получили сертификат. После достижения 18 лет и успешного прохождения экзаменов в ГИБДД ребятам будут вручены водительские права. Кроме того, в прошлом году Республиканским ресурсным центром по профилактике детского травматизма организованы и проведены родительские собрания в онлайн-формате с учащимися 10–11-х классов и их родителями (законными представителями). В результате ещё 700 выпускников в этом году включились в проект «Садись за руль!». В рамках этого проекта автошколы предоставили скидку в 50% на стоимость обучения для выпускников, имеющих отметки «отлично» по всем учебным предметам в общеобразовательной организации, 20% — многодетным семьям и детям, проживающим с одним родителем.
— Владимир Александрович, Вы не только приятный собеседник, но и находитесь в отличной физической форме. Как поддерживаете форму?
— Вести здоровый образ жизни для меня — важно! Сотрудник полиции должен быть всегда физически подготовленным и поддерживать это состояние. В свободное от службы время стараюсь посещать спортзал, поработать на тренажерах. Для меня это своего рода отдых. Люблю много ходить пешком, прогуливаться с семьей, играть в футбол с сыновьями, кататься на лыжах.
— Ну а если говорить не только о работе, о чем Вы мечтаете? Чему душа радуется?
— Конечно же, большая радость — когда мы на оперативке можем поговорить о планах, перспективах, а не об авариях и о погибших. А если «без погон», то... Банально все, на самом деле. С семьей отдохнуть, с детьми провести время, на природу выбраться, на рыбалку...
— А мечта есть?
— Тоже все просто. Чтобы близкие были живы-здоровы. Чтобы у детей все получалось, чтобы мама не болела. Чтобы жизнь радовала. Так что на самом деле ничего необычного. Когда все тихо и спокойно в гражданском плане, можно сказать, это самые лучшие моменты жизни.
— Владимир Александрович, большое спасибо за интересный и обстоятельный разговор. И в качестве завершения — мой любимый традиционный вопрос: что вы пожелаете нашим читателям — вашим коллегам и участникам дорожного движения?
— Успех в нашем деле во многом зависит не только от слаженной работы Госавтоинспекции, но и, прежде всего от взаимопонимания и взаимного уважения между участниками дорожного движения. Поэтому я в первую очередь хочу поблагодарить каждого, кто сохраняет чувство гражданской ответственности перед другими участниками дорожного движения, кто помогает и сотрудничает с нами в деле сохранения жизни и здоровья граждан. Отдельно хочу поблагодарить коллег, добросовестно и самоотверженно решающих поставленные перед нами задачи. Верю, что совместными усилиями мы сможем сделать дороги Республики Башкортостан безопасными.
Хочу пожелать здоровья, счастья, удачи, взаимопонимания всем без исключения участникам дорожного движения и своим коллегам! Со своей стороны хочу сказать, что мы приложим максимум усилий, чтобы каждый чувствовал себя на дороге в безопасности.
Беседовала А. СУРАЖЕВСКАЯ