Инновации на страже дорожной безопасности
Внедрение программ повышения безопасности на дорогах является одной из актуальных задач развития страны. Ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибают и получают ранения десятки тысяч человек. Поэтому для Росавтодора задача обеспечения безопасности на федеральных трассах – важнейший критерий в работе. В ведении агентства находится 48129 км автодорог. Помимо приведения их в нормативное состояние Федеральное дорожное агентство осуществляет деятельность по исследованию и внедрению инновационных методов в решении поставленной задачи.
Об этих методах и современных технологиях безопасности мы поговорим с начальником Управления эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Павлом Ручьевым.
- Павел Валентинович, на что ориентируется Росавтодор в работе по внедрению ноу-хау в сфере безопасности движения на федеральных трассах?
- Росавтодор решает вопросы повышения безопасности на федеральных трассах в рамках реализации государственных и федеральных целевых программ. Сегодня такие программы сформированы до 2020 года. Важно отметить, что их исполнение обеспечено и необходимым финансированием.
В рамках программ по развитию транспортной системы России, выполняя работы по реконструкции и ремонту дорог, мы улучшаем транспортно-эксплуатационные характеристики дорог и ежегодно увеличиваем протяженность соответствующих нормативу федеральных трасс. По итогам этого года доля таких дорог достигнет 52,6%, то есть впервые превысит пятидесятипроцентный рубеж. В текущем году будет введено в эксплуатацию после реконструкции почти 400 км федеральных автомобильных дорог, после ремонта, в том числе капитального - более 9500 км. Ведется и комплексное обустройство автомобильных дорог, в том числе строительство пешеходных переходов, устройство барьерного ограждения, что оказывает непосредственное влияние на безопасность дороги.
В рамках специальной программы по безопасности дорожного движения мы также проводим ряд мероприятий по ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, в том числе переоборудуем перекрестки, устраиваем освещение автодорог, внедряем и развиваем автоматизированные системы мониторинга и организации движения.
- Какие технологии можно увидеть в действии на федеральных трассах нашей страны?
- Начну с того, что расскажу о современных разработках в области электроосвещения. Сегодня во всем мире становится очень популярным использование альтернативных источников энергии. В нашей работе это особенно актуально там, где оборудование невозможно подключить напрямую к стационарному источнику питания. Чаще всего в качестве альтернативы используется энергия солнца и ветра. Например, вдоль федеральных трасс устанавливаются автономные осветительные системы, оснащенные солнечными батареями и ветрогенераторами. За два года (2013 – 2014) такими системами обустроено 150 пешеходных переходов и автобусных остановок, 11 мостовых переходов. Использование технологии позволяет снизить аварийность с участием пешеходов на опасных участках федеральных трасс на 50%-70%.
Солнечными батареями оснащаются сегодня также светодиодные индикаторы, способные обеспечить видимость пешеходного перехода в темное время суток и при плохих погодных условиях. На нерегулируемых пешеходных переходах в одном уровне для привлечения внимания водителей транспортных средств применяется активный дорожный знак «Пешеходный переход», который обеспечивает четкое и контрастное отображение информации в любое время суток. Дорожный знак включает в себя автономный источник питания, то есть, опять же, работает от солнечной батареи.
- Предупрежден – вооружен. Действуют ли на федеральных трассах интерактивные системы оповещения автомобилистов?
- Одной из основных функций Федерального дорожного агентства и подведомственных учреждений является Информирование участников движения о безопасных условиях движения и о проведении дорожных работ.
На сегодняшний день Информирование участников дорожного движения о безопасных условиях движения и о проведении дорожных работ на автомобильных дорогах федерального значения осуществляется посредством размещения информации на официальных интернет ресурсах Федерального дорожного агентства и подведомственных учреждений, в средствах массовой информации, на информационных табло переменной информации, расположенных непосредственно на автомобильных дорогах федерального значения. Табло переменной информации уже установлены на федеральных трассах в Ленинградской, Архангельской, Вологодской, Тамбовской, Воронежской, Волгоградской, Рязанской областях, республике Карелия. В ближайшей перспективе табло и знаки переменной информации появятся на федеральной трассе М-7 «Волга» Москва – Владимир - Нижний Новгород-Казань-Уфа и Р239 Казань – Оренбург – Акбулак - граница с Республикой Казахстан. Информационные табло устанавливаются в непосредственной близости от стационарных постов ДПС и весового контроля.
Создание и развитие систем оперативного адресного информирования участников дорожного движения является одной приоритетных задач на ближайшую перспективу.
В целях повышения уровня информированности участников дорожного движения Управлением эксплуатации автомобильных дорог проводятся работы по установке дополнительных табло переменной информации, по изучению возможности информирования с использованием мобильных приложений, а также в порядке эксперимента начаты работы по созданию автоматизированной системы информирования участников дорожного движения с использованием радиосвязи гражданского диапазона на автомобильной дороге федерального значения М-2 «Крым».
Параллельно с этим, проследить за состоянием дорожного покрытия и уровнем безопасности на федеральных трассах помогает автоматизированная система метеорологического обеспечения (АСМО). За счет ее использования повышается эффективность информирования пользователей автодорог о сложных погодных ситуациях (туманы, метели, снегопады), режимах движения и возможных путях объезда посредством сайтов в сети «Интернет» и дорожных знаков со сменной информацией на дороге, управляемых непосредственно аналитическими подсистемами дорожных метеосистем.
В настоящее время на территории Российской Федерации установлено 645 станций автоматизированной системы метеорологического обеспечения и 855 систем видеонаблюдения. При этом общая протяженность дорог, охватываемых АСМО, составляет более 26000 км. В плановой перспективе до 2020 года планируется установить дополнительно около 480 комплексных постов метеорологического контроля (метео + видео).
- Павел Валентинович, подскажите, пожалуйста, появятся ли в будущем «умные дороги»?
- Я бы даже сказал, что такое возможно в самом ближайшем будущем. Приведу пример «продвинутой» в этом направлении федеральной трассы - Кольцевой автомобильной дороге (КАД) в Санкт-Петербурге. На ней развернут комплекс АСУДД (Автоматизированная система управления дорожным движением). В его состав входит ряд подсистем, таких, как управления движением и информирования водителей, видеонаблюдение, сеть метеорологических станций, подсистема моделирования транспортных потоков, подсистема фиксации нарушений правил дорожного движения и система распознавания нештатных ситуаций. В результате функционирования АСУДД количество нарушений скоростного режима сократилось в 4 раза, аварийность снизилась на 30%.
Кроме того, планируется создать интеллектуальный транспортный коридор международного уровня. Для этого будет реализован пилотный проект «умной дороги» Хельсинки – Санкт- Петербург. Совсем недавно Россия и Финляндия подписали меморандум об информационном сотрудничестве в рамках развития ИТС. Росавтодор представил планы и перспективы распространения данного опыта в направлении других транспортных артерий стран Скандинавии и Европы – на север, через Москву, в Азию, в Китай – на юг и восток.
Способствовать дальнейшему развитию ИТС в дорожном комплексе нашей страны, в том числе решать возникающие при этом проблемы, будет созданный приказом Министра транспорта РФ экспертный совет по интеллектуальным транспортным системам. Первое заседание совета планируется 26 ноября 2014 года.
- Сейчас много экспертов спорят об эффективности тросовых ограждений. Расскажите о преимуществах такого рода ограждений?
- Эффективность использования тросовых ограждений на федеральных трассах уже доказана.
Во-первых, такие ограждения спасли немало человеческих жизней при ДТП. При ударе машины тросовые ограждение поглощает кинетическую энергию, уменьшая скорость транспортного средства и тем самым предотвращает выезд на встречную полосу движения.
Во-вторых, обходятся такие ограждения куда дешевле, чем массивные бетонные конструкции или металлическое ограждение. Отмечу, что эксперимент с использованием данной технологии на федеральных трассах в границах Московской области порадовал нас своими результатами.
К примеру на федеральной трассе А-104 Москва – Дмитров – Дубна, на участке км 31 – км 37, где было установлено тросовое ограждение, по итогам 9 месяцев текущего года произошло 11 ДТП, в которых погибло 2 и получили ранения различной степени тяжести 17 человек, а за аналогичный период прошлого года – 17 ДТП, в которых погибло 7 и получили ранения 29 человек. Снижение аварийности составило более 35 %, количества погибших на 71% и раненых на 41 %.
На сегодняшний день их общая протяженность составляет порядка 92 км. В ближайшей перспективе осевое тросовое ограждение Росавтодор планируем установить на всех участках дорог с 4-мя и более полосами движение, где позволяет геометрия дороги. А это более 800 км.
- Какие ещё меры по сокращению количества ДТП предпринимаются на федеральных трассах?
- Помимо тросовых ограждений, на опасных участках федеральных трасс устанавливают дорожные демпфирующие системы. Они применяются для разделения транспортных потоков на дорожных развязках. Система выполнена в виде сочлененных секций, установленных на стальных канатах, проложенных на основании вдоль этих секций, внутри которых расположены цельнометаллические тросовые демпфирующие элементы. Являясь полностью цельнометаллической, система не подвержена воздействию агрессивных сред, температуры, атмосферных осадков.
Противоударные демпфирующие системы позволяет сократить количество ДТП со смертельным исходов, обеспечивая безопасность водителей транспортных средств при лобовом или касательном столкновении с разделительными блоками транспортных потоков и барьерными заграждениями. Всего пока установлено 16 дорожных противоударных демпфирующих систем.