Трезвые рулят!

Интервью с Маргаритой Плотниковой,  координатором проекта "АвтоТрезвость"

"О чем думает водитель, сев за руль в нетрезвом состоянии", -  спросила я себя как автолюбителя с десятилетним водительским стажем.  Скорее всего о том, как бы не попасться на глаза инспектору и как объехать "ловушки". А может быть, вспоминает, сколько и что ему грозит, если все-таки попадется. И конечно же, каждый уверен, что хоть и выпил, но стопроцентно контролирует ситуацию, поэтому может смело ехать. Почему же тогда "зашкаливают" показатели гибели людей в дорожно-транспортных происшествиях по вине пьяных водителей? Почему солидная доля таких нарушителей в возрасте от 18 до 24 лет?
Может быть, потому, что молодым водителям не привили этику вождения и соблюдения Правил дорожного движения? Может быть, это глядя на нас, родителей-водителей, они учатся "хамить" на дороге, не уважая других участников движения, нарушать скоростной режим и, наконец, садиться за руль нетрезвыми? Почему не думают о том, что пьяный водитель - это уже не водитель, а преступник! Что нужно сделать, чтобы каждый автолюбитель это понимал и активно пропагандировал?
Я решила спросить об этом Маргариту Плотникову, координатора нашумевшего международного проекта "АвтоТрезвость", заодно и узнать подробнее особенности самого проекта.


- Так все-таки, есть ли надежда на то, что строчки по погибшим в ДТП по вине пьяных водителей исчезнут из статистики Госавтоинспекции?

- Ничего не случится, если мы не предпримем действий все вместе и по всем фронтам, так как злоупотребление алкоголем за рулем касается не только безответственных водителей, но и их пассажиров, и тех, кто был рядом, отправляя их в путь. Государство делает немало, меняя законодательство и совершенствуя правоприменение, и мы это видим. Однако цифры последних четырех лет в отношении статистики "пьяного вождения" доказывают, что этого недостаточно. Чего еще не хватает? Я думаю, нужно посмотреть, что делается для решения проблемы в каждом из трех секторов общества - государственном, общественном и частном, и попробовать скоординировать усилия. Делать это можно на уровне всей страны, а можно на уровне региона или города, или любого местного сообщества. А потом браться за дело. 

- Как воспитать культуру вождения и строгое соблюдение ПДД?
- Это очень обширный вопрос, который затрагивает ценности, убеждения и поведение людей. Я бы предложила не браться сразу за все - это, с одной стороны, пугает, кажется невозможным, а с другой - распыляет ресурсы. Можно сузить проблему, например, до одного фактора риска (например, ВНС - вождение в нетрезвом виде), до одного региона, до одной целевой группы, разработать программу и проверить на пилотном варианте ее жизнеспособность. Если посмотреть на то, что происходит в отношении БДД сегодня, - очень много разовых акций, призывов, разнообразной рекламы, которые вспыхивают как лампочки и гаснут, теряя и свой свет, и свое тепло...
А сколько есть постоянных и хорошо скоординированных между секторами общества общественных процессов в этом отношении? Мало. Я могу с уверенностью назвать, пожалуй, только движение ЮИД, уже много лет поддерживаемое сотрудниками Госавтоинспекции по всей стране. Влиять на мышление, на отношение и на поведение людей можно. Но этот процесс должен быть непрерывным. Пример такого влияния на общество - общественная организация "Матери против ВНС" (Mothers against drinking and driving) в США. В прошлом году в Смоленске был запущен пилотный проект "АвтоТрезвость", цель которого та же.

- Как смоляне отнеслись к тому, что пилотный проект берет свой старт именно у них?
- В Смоленске с самого начала были энтузиасты, которые, понимая актуальность проблемы, с воодушевлением отнеслись к этому международному проекту. Это Смоленский гуманитарный университет и Общественный совет при УМВД России по Смоленской области. Проект поддержал губернатор области. Но были и скептики, которые мало верили в успех, и люди, занявшие выжидательные позиции.  Были и опасения: почему к нам? Почему международный? Но, начав работать, проект привлекал все больше единомышленников, которые оказались среди политиков, местных бизнесменов, журналистов, профессионалов и простых людей, небезразличных к проблеме. По итогам опроса общественного мнения, более половины населения области считают вождение в нетрезвом виде серьезной проблемой безопасности жизни.

- Что дала такая практика Смоленску?
- Сегодня мы можем с гордостью говорить о смоленском опыте: за год около 20 автошкол приняли участие в проекте, более 1000 курсантов прошли новый курс, был доработан модуль со всеми материалами для преподавателей, прошли интересные исследования по изучению общественного мнения и фокус-группы. Нам приятно, что в снижении количества ВНС в Смоленской области снизилось на 20% есть вклад и проекта "АвтоТрезвость". Он позволил активизировать профильные ведомства и организации области и интенсифировать их взаимодействие, которое зачастую отсутствует в силу большой ведомственной загруженности. Он дал новые технологии интеграции частного, общественного и государственного секторов в решении одной проблемы.

- Что, по-вашему, стало самым действенным методом в борьбе с пьяными водителями на примере работы в Смоленске?
- Во-первых, правоохранительная работа смоленской полиции. В 2014 году была значительно интенсифицирована работа УГИБДД: сплошные проверки проводились по несколько раз в неделю (в 2013 году - один-два раза в месяц). Были созданы дополнительные оперативные отряды. Вопросы БДД, и в частности пьяного вождения, остро обсуждались на всех совещаниях. За 2014 год в области было не одно публичное разоблачение и наказание политиков высокого ранга, пойманных за пьяное вождение. Во-вторых, проект "АвтоТрезвость" с первых дней его подготовки был направлен на поддержку работы УГИБДД.  По предложению руководителей Госавтоинспекции целевой группой стали кандидаты в водители, учащиеся автошкол области. В проекте приняли участие государственные и частные автошколы, ДОСААФ и ВОА - всего 20 в Смоленске и еще в четырех районах области. С УГИБДД согласовывались все акции социально-маркетинговой кампании (дежурства волонтеров на дорогах, акции в МРЭО для получающих права водителей, эстафета "Я за автотрезвость" в день города, День памяти жертв ДТП). Пока рано говорить, как проект повлиял на поведение выпускников автошкол, где вводился новый интерактивный модуль "Алкоголь и вождение", дополняющий теоретический курс и провоцирующий необычные дискуссии. Через 2-3 года реализации проекта, при тесном взаимодействии с дорожной полицией, можно будет определить, уменьшилось ли количество таких нарушителей среди начинающих водителей.

- Насколько мне известно, Московский автомобильно-дорожный институт стал штаб-квартирой проекта "АвтоТрезвость". Как складывается взаимодействие с институтом?
- МАДИ - кузница автодорожных кадров и важнейшая научно-исследовательская база в том числе и в области дорожной безопасности в нашей стране. О проекте узнали в феврале 2013 года в рамках своей ежегодной научно-практической конференции, куда были приглашены наши специалисты. С тех пор диалог проекта с МАДИ не прекращался. Постепенно желание обмениваться информацией переросло в желание сотрудничать. Судя по высказываниям руководителей университета, кроме участия экспертов и привлечения своей учебной и научной сети к реализации этого проекта университет заинтересован также и в участии в международной деятельности и в решении насущной социальной проблемы, каковой является ВНС в России.

- Принесла ли свои плоды последняя встреча участников проекта "АвтоТрезвость" с представителями бизнеса?
Этот проект очень тесно взаимодействует с бизнесом. Начнем с того, что он спонсируется международным бизнесом - всемирно известными производителями алкоголя. Встречи со спонсорами проходили 2-3 раза в год. Интересно, что в процессе реализации проекта в Смоленской области на него обратил внимание смоленский бизнес-клуб, который провел отдельное заседание по этой теме, выступив с интересными предложениями, которые будут востребованы в будущем развитии проекта. На последней встрече с российскими представителями международных производителей решался вопрос о переносе финансирования на российские представительства. Результаты проекта позволили решить этот вопрос положительно. 

- Каким будет дальнейшее развитие проекта, что думают по этому поводу Ваши иностранные коллеги и партнеры - Б. Биванс, первый вице-президент международного альянса за ответственное потребление алкоголя IARD, и Щ. Хауинг, представитель голландского центра изучения проблем дорожной безопасности?
- Проект инновационен во многих отношениях: бизнес идет на прямое сотрудничество с ГИБДД по решению проблемы ВНС, пока многим трудно понять и поверить в то, что бизнес осуществляет этот проект не под своим брендом, а под маркой общей социальной ответственности индустрии. На партнерских встречах беседуют те, кто в других областях являются конкурентами (включая также и автошколы). И это не все. Не могу не поделиться высказыванием директора рекламного агентства "Тренд" в Смоленске Елены Якушевой. Она призналась, что долго искала идею, которая могла бы объединить всю Смоленскую область, и теперь видит ее в проекте "АвтоТрезвость".
Господин Биванс курирует проекты за снижение нетрезвого вождения в пяти странах: Колумбия, Мексика, Китай, Вьетнам, Нигерия. Он верит в то, что международный опыт должен распространяться, но его нельзя внедрять без адаптации к условиям отдельно взятой страны, а адаптировав, делать национальным, включая вопросы финансирования. "За последние десять лет IARD (ранее ICAP) активно занимается проектами по снижению чрезмерного употребления алкоголя, -  считает он, - используя достижения научных исследований и успешных практик в разных странах мира. Наш проект в России тесно связан с нашими обязательствами оказывать содействие всем, кто занимается проблемами профилактики и снижения вождения в нетрезвом состоянии. Мы стремимся объединять информационно-образовательные проекты с правоприменительной деятельностью на основе разумной превентивной политики".
Приглашение на семинар проекта Щ. Хаунинга из голландского исследовательского центра БДД свидетельствует о том, какое большое значение придается исследованиям в рамках проекта. Европейский проект DRUID, о котором рассказывал Щьерд, поможет определить дальнейшие направления "АвтоТрезвости".

- Уже известно, кто примет эстафету Смоленщины? Где поселится "АвтоТрезвость"?  
- Смоленск был и останется пионером и хорошим примером проекта "Автотрезвость", и будет продолжать его в 2015 году, совершенствуя его технологии и методику. Но проект растет: уже в 2014 году он был запущен в Стерлитамаке. Пока при поддержке российских спонсоров готовится запуск проекта в Ульяновске и в Саранске, центральный офис проекта при МАДИ будет заниматься координацией действий в четырех областях, сохранением целостности проекта, несмотря на его географическое расширение, а также поиском новых партнеров в России.

- Каким Вы видите проект через несколько лет?
- Я думаю, в ближайшие годы мы сосредоточимся на совершенствовании и внедрении учебного модуля "Алкоголь и вождение" во всех автошколах страны. Для этого нам потребуется опыт регионов, экспертная оценка и поддержка федеральных ведомств. Этот модуль мог бы быть использован и в вузах для профилактики ВНС. В дальнейшем мы видим возможность расширения деятельности проекта на предприятия торговли.
Проект состоится только в том случае, если его "подхватят" автошколы страны. Хотелось бы, чтобы отдельные элементы проекта стали частью планов Госавтоинспекции при одобрении и поддержке федеральных центров. И конечно, когда решение проблем вождения в нетрезвом виде станет делом различных общественных организаций. Международный проект дает для этого пример исполнения, методики, материалы и исследования.  

А. СУРАЖЕВСКАЯ

Возврат к списку

август 2021

Назначения



Подписка на издание в любом почтовом отделении России

«Каталог российской прессы» (красный) подписной индекс: 11440

Onliine-подписка на сайте pochta.ru

Мы в соцсетях:

  

Наши друзья
LLL

Модуль 'Реклама, баннеры' не установлен.

Межрегиональная ассоциация автошкол

Создание сайта
веб студия «Модуль»