Возлюби ближнего твоего, как самого себя

Корр.: Леонид Михайлович, в 2009 г. редакция была уведомлена о результатах проверок по обращению граждан и организаций фактов реализаций в аптечных учреждениях автомобильных аптечек, укомплектованных лекарственными препаратами и медицинскими средствами ненадлежащего качества. Проверки, проведенные органами внутренних дел во взаимодействии со специалистами территориальных управлений Росздравнадзора, выяснили, что в некоторых аптечках специальные кровоостанавливающие жгуты были заменены обычными резиновыми трубками, вложенные медицинские препараты не соответствовали требованиям, установленным Минздравсоцразвития России.

В то же время выяснилось, что каждый российский производитель аптечек производит их по собственным техническим требованиям, а не по унифицированным; что приказом Минздравмедпрома России № 325 не установлены требования о наличии в составе аптечек инструкций по применению жгута кровоостанавливающего и устройства для проведения искусственного дыхания, что этим же приказом не предусмотрены требования фиксации футляров аптечек в закрытом состоянии для обеспечения сохранности их содержимого.

Л.М.: Комиссия по здравоохранению Общественной палаты в прошлом году разбиралась с тем, что творится с автомобильными аптечками. Ведь после 1996 г. Минздравсоцразвития дважды вносило изменения в приказ о наполнении этих аптечек. Последний приказ, согласованный с Минюстом, совершенно исключил из аптечек медикаменты. И мы позволили с этим не согласиться. Кроме того, недостаточно сказать, что в аптечке должен быть жгут. Надо сказать, каким этот жгут должен быть. Надо точно определить его длину, ширину, эластичность, фиксацию. Это должен быть единый стандарт для всей России. Не должны одни производители делать жгуты шириной, например, 2 см, а другие — 5 см. И исследований по этому поводу проводить не нужно. Ведь есть же жгуты, используемые «скорой помощью» и в армии. И люди есть, которые этими вопросами занимаются профессионально. Поэтому одной из ошибок приказа является то, что в нем не учтено это важнейшее требование.

Далее, в аптечках имеются устройства для проведения искусственного дыхания рот в рот. Они все разные. Кроме того, в практическом плане их загубники совершенно не удобны. Использовать их — почти то же самое, что наклониться над пострадавшим и практически непосредственно дышать ему в рот. Ведь есть же загубники дистанционные, позволяющие дышать в рот пострадавшему с расстояния 10-15 см. В этом случае видно и лицо пострадавшего, и насколько эффективна процедура. И главное, ее проведение гигиенично! Я не раз дышал рот в рот и знаю, насколько эта процедура неприятна, даже если проводить ее через марлечку. Особенно тогда, когда изо рта пациента вытекает жидкость. Считаю, что длина трубочки от рта до рта должна быть стандартизирована. Нельзя допускать, чтобы разные производители делали эту трубочку разной длины и потом утверждали свои технические условия в Росздравнадзоре. Должен быть единый стандарт для всей страны.

Или, например, вложенные в аптечку ножницы. Фактически по Приказу эти ножницы отнесены к группе бытовых. А ведь бытовые ножницы включают в себя и детские пластмассовые ножницы, которые мы находим в аптечках. А разве такими ножницами можно при необходимости разрезать брюки или рубашку пострадавшего? Нет, конечно. В аптечке должны быть конкретно ножницы медицинского назначения, стальные, настоящие, которыми можно резать. И это требование должно быть едино для всех производителей аптечек.

И конечно же, необходимо обеспечить сохранность содержимого аптечек в течение срока эксплуатации, для чего футляры аптечек любых производителей должны фиксироваться в закрытом состоянии.

Хочешь производить аптечки — пожалуйста. Но будь добр, чтобы без профанации, чтобы все содержимое аптечек было произведено по единому стандарту.

И сколько мы ни говорили о наполнении аптечек стандартизированным содержимым для эффективного оказания первой помощи — нас не слышат. Ведь этот приказ в Росздравнадзоре не обсуждался, Комиссией Общественной палаты РФ по здравоохранению не рецензировался. Кто-то где-то его подготовил. Даже по составу аптечки видно, что готовили его люди, явно безразличные к практическому результату использования этих аптечек.

Что же касается изъятия из аптечек медикаментов, то это полная глупость. Они говорят, что медикаменты портятся в жару и в холод. Я водитель с шестидесятилетним стажем. У меня в аптечке всегда были медикаменты. Да, возможно, раз в год какие-то из них нужно менять. Но в аптечке не может не быть валидола, нитроглицерина и некоторых других лекарств, которые могут спасти жизнь. Ведь когда что-то случается, не следует рассчитывать на быстрое появление «скорой помощи». И чем же помочь людям, одними бинтами разных размеров? Что интересно. Ассоциация водителей страны нас поддерживает и считает необходимым наличие медикаментов в аптечках. В ближайшее время мы опубликуем перечень лекарств, которые должны быть в дороге, пусть даже вне зависимости от этой аптечки. Нельзя такие вопросы решать кулуарно. Ведь даже в двух-трех учреждениях, профессионально занимающихся такими проблемами, есть разные точки зрения на их разрешение. Поэтому вопросы, касающиеся жизни и здоровья миллионов людей, хорошо бы обсудить с общественностью. Вот и спросили бы водителей: «Нужны вам медикаменты в аптечке?» 80% подтвердят, что нужны.

А потом, убирать медикаменты из аптечек, чтобы сделать их дешевле... Да не станут они дешевле! Мы прежде всего должны думать о жизни и здоровье человека, а потом о гипотетической экономии. Безусловно, аптечки не должны быть дорогими, и какое-то регулирование цен должно быть. Но если будут установлены общие для всех производителей стандартные требования к содержимому аптечек, то производители должны будут бороться за покупателя, и роста стоимости аптечек не произойдет.

Я был поражен, увидев, что в Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.» предусмотрено несколько миллионов рублей на разработку аптечек. Это обалдеть можно! И что же, разработчикам нового перечня содержимого аптечек нужно выплатить эти миллионы? Я не думаю, что им заплатят, но статья в Программе есть! Непонятно, почему в Программе указано, что одними и теми же проблемами занимаются несколько министерств. Зачем? Сама-то Программа очень нужная, и хорошо, что она есть. Но должен же кто-то конкретно отвечать за те или иные ее позиции.

И потом, в Программе мы фактически говорим сейчас только о федеральных трассах. А как с нефедеральными трассами?

Ведь за этой проблемой тянется очень многое. Да, должны быть медицинские центры и их должным образом нужно оснастить. Стандарт лечения пострадавших с сочетанными травмами, включая черепно-мозговые, по международному стандарту требует проведения компьютерных исследований. Компьютеры дорогие, миллионы стоят, а денег мало. Нужно найти еще и тех, кто будет работать на этих компьютерах. Не хватает не только рентгенологов, но и анестезиологов-реаниматологов, травматологов, нейрохирургов и, к сожалению, патологоанатомов. Через сколько лет мы насытим наше здравоохранение этими кадрами, сколько их нужно по стране и как целенаправленно мы их будем готовить? Таких вопросов немало. Материально-техническая база во многих учреждениях устарела. Не хватает вентиляторов для искусственного дыхания, мониторов, наркозных аппаратов и пр. Слабые лаборатории, без которых невозможно работать реаниматологам. Нужны повсеместно лаборатории, чтобы можно было в течение суток определять газовый состав крови, кислотное, щелочное состояние и т.д.

Я не хочу, чтобы создалось впечатление, что мы такие неблагодарные — нам дают, а мы говорим, что все мало. Но ведь действительно мало. За то, что начали давать, я готов расцеловать, в ножки поклониться. Замечательно, что дают. Но давайте посмотрим, сколько же конкретно нам нужно, например, для трассы Москва — Сочи или какой-либо другой, чтоб все было нормально. Нам еще много надо сделать для «скорой помощи», для укомплектования ее кадрами и оснащения

Посмотрите, как финансируется здравоохранение — всего лишь 3,7% ВВП. Мы где-то на 130-м месте в мире. Это стыдно для России. Пока финансирование здравоохранения не будет доведено хотя бы до 6% ВВП, говорить о серьезных качественных изменениях решений многих вопросов, включая медицинскую помощь на дорогах, очень сложно.

Мы полностью потеряли санитарную авиацию России. Вот сейчас в Москве организована вертолетная служба. Забирают пострадавших с кольцевой дороги, с трасс. Санитарную авиацию надо восстанавливать, потому что она необходима не только для транспортной травмы, но и для больных с тяжелой патологией, нуждающихся в перевозке для лечения. Было у нас несколько детей, получивших травмы за рубежом. Двое детей были привезены из Египта, где они отдыхали с родителями и получили травмы. Состояние детей было тяжелым, перевозить нужно было с аппаратом искусственного дыхания. Как это было сложно! Разве можно посылать огромные самолеты МЧС за одним человеком? А вот маленького самолета, а такие есть, например, и в Швейцарии, и в Германии, у нас нет ни одного.

Я очень рад, что есть подвижки в обучении водителей. Лет десять тому назад мы начали говорить о том, что водитель не должен получать права без серьезного обучения оказанию первой помощи пострадавшим. Мы настаивали на внушении водителю, что умение оказывать первую помощь необходимо, что такая же помощь может понадобиться и ему самому. Наконец сдвиги есть, понимание пришло, и обучение оказанию первой помощи вводится в программу автошкол. Но это тоже деньги. Нужны квалифицированные педагоги, нужны нормальные муляжи. Нельзя допустить, чтобы ставили зачет за непроведенное обучение. Нельзя допустить, чтобы покупались права. Ведь это вопросы жизни и смерти людей. Я хотел бы сказать всем, кто собирается сесть за руль, что автомобиль — это орудие убийства и самоубийства и что нужно очень серьезно отнестись к обучению водителей в автошколах.

Лет десять тому назад мы также начали говорить о том, сотрудники Госавтоинспекции, приезжая на место ДТП, боятся оказывать первую помощь пострадавшим, чтобы их не засудили за неумышленное причинение вреда. За рубежом полицейские обучены оказанию первой помощи, и уклонение от ее оказания подсудно.

Наконец, произошли серьезные сдвиги и у нас — сотрудников ДПС начнут обучать оказывать первую помощь пострадавшим. Конечно, у них и своей работы хватает. Но нет ничего важнее жизни человека. Поэтому обучение необходимо проводить так, как обучают парамедиков. За рубежом я видел, как работает бригада парамедиков — все строго по стандарту. Видят, что дыхания нет — нужно сделать то-то и то-то. Сердце остановилось — нужно поступить так-то и так-то. Все это они делают, как машины. Умеют и трубку вводить в горло, и кровотечение остановить. Вот куда нам нужно двигаться. Конечно, на обучение всех сотрудников ДПС может уйти несколько лет. Но важно, что мы по этому пути двинулись.

Говоря о дорожном травматизме, нельзя не сказать об очень важном — профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, которую нужно начинать со школы. Ваша детская газета «Добрая Дорога Детства» замечательно делает эту работу. И мы с рядом школ по специальной программе работаем по предупреждению такого травматизма, причем настолько успешно, что ни один ученик из этих школ не пострадал за время нашего сотрудничества.

Поговорим теперь о детских удерживающих устройствах, без использования которых запрещено перевозить детей в автомобилях. Мы сегодня много говорили о том, что недопустимо производить и эксплуатировать изделия, не соответствующие стандартам. А ведь продаются в России такие детские автокресла, которые в Европе запрещено продавать как несоответствующие утвержденным стандартам. Как же в России допускают продажу таких изделий, ставящих под угрозу жизнь детей?! А в то же время в России созданы простые, надежные и доступные по цене удерживающие устройства, сертифицированные не только у нас в стране, но и на Западе.

Корр.: Леонид Михайлович, вы затронули вопрос, важность которого еще больше возросла в связи с постановлением Правительстве Российской Федерации, запрещающим с 1 марта 2010 г. эксплуатацию транспортных средств для междугородных перевозок пассажиров с числом пассажирских сидений более восьми, если эти сиденья не оборудованы ремнями безопасности.

Как известно, это Постановление появилось как реакция на многочисленные жертвы в результате ДТП, случившиеся с междугородними автобусами. Но ведь ремень безопасности предназначен для сохранения жизни и предотвращения травм взрослых пассажиров. А как же быть с детьми? Ведь и они могут оказаться пассажирами в автобусе. Никакой перевозчик не станет заранее устанавливать детские автокресла на части автобусных сидений, тем более что кресла имеют разные габариты в зависимости от веса и возраста ребенка. Ему это экономически невыгодно. И тут спасти положение может только созданный в России адаптер, с помощью которого дети будут надежно удерживаться на сиденьях стандартными трехточечными ремнями безопасностями. Но кто знает о такой возможности? Кто должен позаботиться, чтобы в междугородних автобусах, маршрутках и такси у водителей брали на время рейса эти адаптеры?

Л.М.: По этому поводу могу сказать лишь то, что я очень сожалею. Понимаю, что взрослых больше, чем детей, но дети — наше будущее. О детях забывать нельзя. Будем напоминать. Кстати, еще раз об аптечках. Ведь в том знаменитом Приказе речь шла об автомобильных аптечках. А для междугородних автобусов она, вероятно, должна быть другой, как и, например, для маршруток, большегрузных машин. Где все это?

PS.

Важнейшую роль для спасения пострадавших в ДТП играют службы экстренного оповещения по универсальному телефонному номеру. Номер 911 для экстренного вызова оперативных служб знают все граждане США и Канады. Первая служба 911 была открыта в феврале 1968 г. в американском городе Халлевиле. О масштабах работы этой службы в настоящее время можно судить по 300 тысячам вызовов, принимаемых в сутки, что составляет примерно 100 млн вызовов в год. В конце1980 г. в США появились первые аппаратно-программные комплексы служб 911, обеспечивающие автоматическое определение номера и местонахождение позвонившего абонента.

В 1998 г. в Европейском союзе появился свой единый номер 112 для вызова экстренных служб при возникновении чрезвычайных ситуаций, несущих угрозу для жизни и здоровья людей. С тех пор, находясь в любой из европейских стран, можно набрать номер 112 и получить требуемую помощь.

Службы спасения США и Европы строятся по одинаковым принципам. Как правило, номера 911 и 112 обслуживают либо пожарная служба, либо полиция, которые принимают необходимые меры по экстренному реагированию на полученный вызов и привлекают другие службы для оказания необходимой помощи.

В Европе номер экстренных вызовов 112 уже в 2010 г. будет интегрирован в новую систему eCall. Страны ЕС, подписавшие меморандум о ее внедрении, законодательно установили требования к автопроизводителям, обязывая их оборудовать поставляемые на рынки этих стран автомобили специальными телематическими блоками. При взаимодействии со спутниковой навигацией эти блоки позволяют точно определить место ДТП.

Установленные в автомобилях блоки будут активироваться при сильном ударе автомобиля, срабатывании подушек безопасности и т.п. При активации блока находящийся в нем компьютер подает сигнал на диспетчерский пульт, координирующий действия аварийно-спасательных служб, в том числе служб скорой медицинской помощи.

Переданная бортовым компьютером информация позволит не только установить место аварии, но и получить данные о скорости автомобиля в момент столкновения, перевернулся ли он, были ли пристегнуты ремни безопасности, тормозил ли водитель перед столкновением, включил ли он фары и др. Полученные данные помогут оптимизировать решение по составу персонала, который будет направлен на место аварии. В этих данных также заинтересована полиция для установления виновника ДТП и страховые компании.

Следует заметить, что система eCall не только спасает человеческие жизни, но и позволяет сократить расходы на покрытие ущерба от аварий и их последствий, оцениваемых в Европе в 50 млрд евро.

Все идет к тому, что система eCall станет таким же обязательным атрибутом современного автомобиля, как ремни безопасности.

К сожалению, до настоящего времени в России не существует документов, обязывающих вводить такую систему на территории страны. Тем не менее два иностранных производителя — Вольво и БМВ — уже включили в комплектацию продаваемых в России автомобилей оборудование для eCall

Возврат к списку


август 2021

Назначения

Подписка на издание в любом почтовом отделении России

«Каталог российской прессы» (красный) подписной индекс: 11440

Onliine-подписка на сайте pochta.ru

Мы в соцсетях:

  

Наши друзья
LLL

Модуль 'Реклама, баннеры' не установлен.

Межрегиональная ассоциация автошкол



prop2.jpg

Последние новости


slowdown_banner.png

Практические советы



Создание сайта
веб студия «Модуль»